Владычица озера дата выхода



Анджей Сапковский «Владычица Озера»

Владычица Озера

Язык написания: польский

Перевод на русский: — Е. Вайсброт (Владычица Озера) ; 1999 г. — 14 изд. Перевод на английский: — Д. Френч (The Lady of the Lake) ; 2017 г. — 2 изд. Перевод на украинский: — С. Легеза (Володарка озера) ; 2017 г. — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Фэнтези( Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
  • Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
  • Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
  • Время действия: Средние века
  • Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
  • Линейность сюжета: Линейно-параллельный
  • Возраст читателя: Любой

Единороги помогают Цири бежать из Страны Эльфов. Но им не удалось помочь девушке вернуться домой — Цири затерялась в лабиринте миров, разбросанных во времени и пространстве.

А в ее собственном мире по прежнему идет война. Короли, преодолев внутренние противоречия и объединив усилия ради общей цели, сумели переломить ход войны — после выигранного ими сражения остатки Императорских легионов бегут на юг.

Вернувшись в свой мир, Цири снова попадает в руки врагов. На этот раз ей на помощь успевает Геральт. Он спасает Цири и Йеннифер, но теряет в жестоком бою всех своих друзей. Геральт, Йеннифер и Цири снова вместе. Жаль, что ненадолго.

Награды и премии:

лауреат Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Польский роман года
лауреат Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Неанглоязычная переводная книга (Польша)
лауреат Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Фэнтези (Польша)

Номинации на премии:

номинант Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 1999 // Роман
номинант Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Зарубежная книга (Польша)
номинант Серебряный Глобус / Srebrny Glob, 2000 // Роман

Статьи и интервью:

Самиздат и фэнзины:

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Нескорений, 5 мая 2022 г.

Финальная часть приключений Геральта, Йеннифер и Цири стала самим солидным по объему романом саги, и немудрено, ведь автору нужно было свести воедино множество сюжетных линий, раскрыть судьбы не только ключевых, но и второстепенных персонажей, которых за всё время накопилось изрядное количество. Помимо этого автор не прекращает экспериментировать, и этот том можно назвать самым экспериментальным, новаторским, выбивающимся из общего ряда предыдущих частей цикла. Стираются рамки между прошлым, настоящим и будущим, да что там — даже между жизнью и смертью. Забегая вперед, можно сказать, что у автора всё задуманное получилось блестяще. После первого прочтения к этому роману я отнёсся с долей критичности, но перечитав весь цикл заново, спустя годы, всё встало на свои места, и можно по праву сказать, что чтение доставляет несказанное удовольствие, несмотря на то, что уже точно знаешь, что случится с героями и какова будет финальная развязка.

После того как в предыдущем романе Цири прошла через портал легендарной башни Ласточки, спасаясь от следующего по её пятам охотника за головами Бонарта, начинается её длительное путешествие по временам и различным мирам, но в первую голову ей нужно сбежать из мира эльфов, намеревающихся с её помощью исполнить древнее пророчество. В данных эпизодах автор проясняет свою концепцию космогонии и открыто заявляет о действии в своей вселенной теории мультиверсума, что очень многое объясняет. Мир Ведьмака — это одна из альтернативных реальностей, параллельный нам мир. Хаотически перемещаясь по мирам, Цири являет нам как совсем сказочные и фантастические локации, так и вполне реальные места и времена. Её главная цель — вернуться в свой мир и своё время, чтобы придти на помощь близким людям и исполнить свое предназначение, но сделать это без посторонней помощи окажется крайне проблематично.

Если говорить о недочётах, то, на мой взгляд, минусом можно отметить затянутый эпизод зимовки Геральта со товарищи в опереточном рыцарском королевстве Боклер. Малособытийность, низкая достоверность того, что Геральт вдруг забывает о спасении Цири и погружается в мутную рутину своих подзабытых ведьмачьих профессиональных обязанностей, делает чтение этого отрезка романа скучноватым. К тому же ключевая поворотная точка сюжета, прерывающая вялую зимовку Ведьмака, и сподвигающую его всё же продолжить свою эскападу по спасению своей возлюбленной воспитанницы-ведьмачки, на поверку является увесистым «роялем», который невозможно было бы замаскировать даже в чаще брокилонского леса. Спутники Геральта, с которыми он пропутешествовал уже через несколько книг, ставшие читателю знакомыми и почти родными, хитрым движением авторских рук вдруг превращаются в безликих пешек, чья участь вообще не важна и их можно слить в любой момент.

Кульминационную роль в описании военного конфликта Нильфгаардской империи и королевств Севера становится эпическая битва под Бренной. Мне она почему-то напомнила бородинское сражение, хотя в романе описана эпоха еще до изобретения пушек и пороха. Автор показывает нам боевые сцены со всех возможных ракурсов и приближений. Часть событий подается через мемуары, которые в будущем напишет участник битвы, воспитанник храма Мелитэле Ярре. Фокус повествования выхватывает то шатёр военачальника, то разъезд разведчиков, то гонца, спешащего на передовую с важным донесением. Интересно вставлены в общую картину сцены в полевом лазарете, где в поте лица спасают жизни как своих, так и чужих, знакомые всё лица. Автору удается показать хрупкость человеческой жизни, гибель живых людей в мясорубке войны, не безликих юнитов, которые двигают по карте руки полководцев. Да и общий план выглядит эпично и достоин кисти лучших батальных мастеров.

Экспериментальным следует признать ведение повествования в будущем, примерно через 150-170 лет после описанных в цикле событий. Здесь главным действующим лицом становится чародейка Нимуэ, которую мы встречали ранее в небольших эпизодах. Раньше она была ребенком, девочкой, желающей стать чародейкой, теперь же мы видим её в расцвете лет и магических сил. Она посвятила жизнь прояснению белых пятен в легенде о ведьмаке и Цири. Для ликвидации пробелов она пользуется услугами сновидицы, которая, концентрируясь на известных образах, может во сне увидеть то, что не вошло в исторические хроники или было намеренно вычеркнуто из официальной историографии. Именно в этом романе наиболее чётко видна параллель между сагой о Геральте и артурианским мифом. Нимуэ и Цири прямо называют титулом «Хозяйка озера», у Нимуэ есть даже свой Король-рыбак и некое подобие Авалона, а Цири может запросто встретить Галахада, скитаясь по разным мирам.

Перенося действие в будущее, автору удалось сделать Нимуэ не сухой статисткой, нужной лишь как предлог, для раскрытия пробелов цикла, но вписать её как важного персонажа в саму легенду, заставив сыграть ключевую роль в одном из эпизодов в реальном времени. Заключительный том важен ещё и тем, что даёт шанс вновь встретиться с ранее знакомыми персонажами, даже с теми кто играл эпизодическую роль. Преодолевая устойчивый штамп героического фэнтези — дойти в точку Х и победить «тёмного властелина», после чего насладиться хэппи-эндом — автор не выбрасывает эти эпизоды, описывая их подчеркнуто гротескно и штампованно, но там где стандартный фэнтези-роман уже бы закончился, Сапковский завершает лишь главу повествования, впереди ещё четверть романа, где автор продолжает расставлять точки над i, а в итоге выдает и окончательную развязку, которая может показаться спорной, но по некому размышлению — логичной, лирической и в чем-то даже светлой.

Нортон Коммандер, 10 марта 2022 г.

Порог вхождения в роман «Владычица Озера» для меня оказался высоким — первые 3 главы (страниц сто). Сапковский начинает вести сюжет неторопливо и издалека. Потом становится увлекательней, но появляются другие минусы — поскольку я читал цикл с перерывами между романами, некоторые второстепенные персонажи и прошлые события подзабылись. Второстепенных персонажей много, автор постоянно перескакивает на разные сюжетные линии. Это интересный приём, но не все эти сюжетные линии оказываются одинаково интересными.

Лучшая же часть романа это, конечно, концовка. Тут уж Сапковский наконец перестаёт обделять вниманием главных героев саги и завершает их большую историю в рамках цикла «Ведьмак Геральт».

Улитка на склоне, 1 февраля 2022 г.

Противоречивая книга, но ее стоит прочитать.

Сначала после прочтения у меня появилось чувство незавершенности, несостыковки и смазанности ключевых линий. Но, поразмыслив и обдумав прочитанное, поняла, что в целом завершение достойное, и все довольно логично.

Помимо самой истории (которая, конечно, не может длиться бесконечно, и все равно оборвется) на протяжении всего цикла шли две темы — 1) серой морали, выбора между меньшим и большим злом, цены и последствий 2) предназначения — предопределено ли всё или нет. На мой взгляд, обе вполне раскрыты. Первая тема «большего и меньшего зла» — самим многомерным описанием этого мира, интриг, войн, политики и т.д. Очень показательна судьба Цири, которая для каждой из сторон становится лишь инструментом для получения власти и контроля, а ее желания и мысли никому не интересны. Вторая тема — предназначение: с одной стороны, Сапковский все время нам показывает, что за ключевыми событиями стоят не обещанные герои и обладатели нужного гена, а амбициозные, по-своему жестокие и решительные личности (Вильгефорц, Филиппа, Эмгыр и т.д.) — именно они «правят бал», а главные герои словно щепки в этом водовороте. С другой — как раз в этой книге показывается, что никто из «интересантов» власти над геном Старшей Крови так и не смог его получить. При этом мы знаем, что пророчество Итлины исполнится — Нимуэ упоминает, что Врата для эльфов все же открылись, остальные части про войну Севера и Юга, эпидемию чумы сбылись. Будущее наступает, но его контролировать никто не в силах.

Читайте также:  Когда образовалось озеро сиваш

Как именно исполнилось пророчество — возможны варианты. Плохой — эльфы Aen Elle все-таки настигли Цири, исполнили свой план, открыли Врата с помощью ее дитя. Такой вариант самый реалистичный, ведь обладающий уникальным ресурсом человек никогда не перестанет быть мишенью. Нейтральный — Врата открыла другая «Ласточка», ведь в путешествии гена запутались и эльфы, и чародеи, ген вполне мог проявиться в другом потомке либо выведен заново через других эльфов (тот же Аваллакх — тоже обладатель Старшей крови с ограниченной возможностью путешествовать по мирам). Хороший — Цири (или ее потомок) открыли Врата по своей воле, например, в обмен на то, что эльфы перестанут преследовать. В этом случае Цири из жертвы обстоятельств превратилась в того, кто сам влияет на события и принимает решения. Ну а какой вариант исполнения пророчества выбрать — решает читатель.

К концу саги Цири получает возможность избавиться от преследований, де-юре «исчезнув», отдав свое имя — и это хороший финал для нее. Где-то среди миров ее преследует Эредин и Красные Всадники — это такой мостик к возможному продолжению, которое так и не случилось.А жаль!

Теперь напишу, как я понимаю самые «трудные места» концовки (дальше спойлеры):

Почему Вильгефорц так глупо умирает? Вильгефорц был обречен с того момента, как организовал Бунт на Таннеде и всучил Эмгыру Лже-Цири. Из почитаемого чародея он превратился в изгоя, за которым охотятся все. Одержимость властью не дала ему вовремя остановиться, в итоге его губит собственная самоуверенность — он не берет в расчет то, что его реакции стали хуже после взрыва в Тор Лара, ну и не знает про иллюзию.

Почему Цири сама идет к Вильгефорцу в руки? Она считает, что ему нужен ребенок, как и Народу Ольх — что не получится без ее доброй воли, и надеется спасти Йеннифер, поторговавшись (и потянув время, как сделала это у Ольх). Не самый провальный план, тем более, ей 16 лет и она напугана неизвестностью и своими видениями.

Как Цири побеждает убийцу трех ведьмаков? Не факт, что Бонарт и впрямь убил их (в бою), он хороший мечник, но Цири побеждает хитростью. Ранее хитростью она уже побеждала на озере перед Башней Ласточки и на лодке с Эредином (тупейший момент, не верю, что опытный эльфийский воин не знал, сколько мостов в его городе:))

Почему Эмгыр отпускает Цири? Мне Император показался очень жестким, но достаточно справедливым лидером, который идет на все, чтобы вернуть трон и возвеличить свою страну. Ему важно, чтоб «потомки Ласточки, которые будут править миром» родились именно в его роду, он не видел Цири с рождения и, по сути, не знал ее — это кажется ему малой жертвой. Но когда он с ней сталкивается, понимает, через что она прошла, видит ее, совесть берет над ним верх — и он отказывается от личной выгоды, повелителей мира в своем роду. Это укладывается в тот образ, что создавался на протяжении цикла — жестокий, но благородный тиран, который творит и зло, и добро.

Почему Йен и Геральт согласны смириться и отдать Цири Эмгыру? Мне тоже не понравился этот момент, но я объясняю это полным внутренним опустошением — такие моменты бывают, ты просто перестаешь сопротивляться. Они знают, что охота на Цири не закончится никогда, отдать ее той стороне, где она будет под защитой и по крайней мере жива — их жертва и выбор «меньшего зла». Они чувствуют, что эта ситуация безвыходная.

Почему Цири и Йен едут в Ложу? Продолжение пункта выше — все трое героев опустошены, они мечтают воссоединиться и жить нормально. Им стоит выслушать предложение Ложи, чтобы обдумать его (когда-то Йен и сама хотела отдать Цири в Аретузу). Согласия Цири не дает — она уезжает фактически дав понять, что не согласится и что предложение Ложи ничуть не лучше действий Вильгефорца или Аваллакха.

Зачем нужна ветка Aen Elle? Эти эльфы — создатели гена Старшей Крови, который уже позже пытались использовать чародеи и все-все-все, пророчество Итлины — тоже для них и про них (а не про людей, как они думают. Ласточка не обязана спасать людей от Белого Хлада, она предсказана расе эльфов как открыватель Врат, что собственно и происходит уже после событий книг). А еще это вариант альтернативной истории, где не раса людей «выжила» эльфов, а наоборот. Но при всей ее важности, ветка Народа Ольх раскрыта очень поверхностно (буквально в 1 главе), это грусть. Мне кажется, у Сапковского в планах была еще одна книга, Аваллакх и Эредин получились колоритными персонажами с большим потенциалом.

Почему пророчество не исполняется? Оно исполняется, но не так, как мы ожидали. Войны, эпидемия, массовая гибель эльфов и открытие Врат Ласточкой — всё происходит, но роль и судьба Цири нам остается неизвестной (люди и чародеи уверены, что Цири стала женой императора и к открытию Врат непричастна).

Умерли ли Геральт и Йен или нет? Они получили покой, как в «Мастере и Маргарите», но не смогут покинуть этот мир и вернуться на Континент, Цири их больше никогда не увидит и она знает об этом. Скорее всего, Цири думает, что они мертвы — рыцарю Галахаду она говорит, что перенеслась в мир Артурианы, плывя сначала по озеру, потом по реке (то же самое говорит Геральт), т.е. она оказалась там прямиком с Континента, Цири и Геральт с Йен перенееслись в разные места.

Вердикт: книга интересная, масштабная, в целом дает ответы на все вопросы и логично завершает основные линии. Не хватает более проработанной линии Народа Ольх и информации о роли Цири в открытии Врат — хотя бы в виде эпиграфа к одной из глав. Возможно, это был задел на еще одну книгу. Жаль, но зато есть, что додумывать. Мир «Ведьмака» прекрасен 🙂

Firefoxie, 27 мая 2020 г.

Пол книги боролась с раздражением от того, что хотелось читать про Геральта и Йенн, а читала про кого угодно, но не про них. Потом, когда началось наконец по сути, стало интересно. Ощущения от книги двойственные. Сапковский пишет здорово, очень здорово — полное погружение в мир, атмосферу, настроение книги. Я никогда не боялась больших объемов текста, легко проглатывая страницы описалова, но тут мне хотелось пропускать главами этот великолепный текст, ибо стремилась быстрее к основной истории, а мне автор настойчиво подсовывал длинные повествования о второстепенных, или даже третьестепенных персонажах, которые приходили в основной сюжет без особых причин, и покидали его навсегда так же.

Что касается концовки, мне понравилось. По ощущениям, все завершилось верно.

Цикл хорош, был прочитан с интересом, но перечитывать его не захочется точно, предпочитаю истории с более жизнеутверждающими финалами.

Ctixia, 17 мая 2020 г.

«След ведет под землю,

Здесь тихо и темно, здесь пахнет пылью.

Бесшумные шаги по древним плитам.

Быстрой тенью скользишь ты сквозь нетронутый мрак.»

Несмотря на то, что местами было ну очень уж клишированно, я в неизменном восторге. История завершилась, и у читателя осталась воля додумывать, при этом не чувствуя открытого финала. Сама сага всё же местами неровная, но, повторяя себя же из других рецензий — меня поражает Сапковский в своем желании (и умении!) упражняться в разных стилях и жанровых окантовках. Его заигрывания с мифологией, сказаниями, классическими фэнтезийными произведениями, реальными историческими фактами воистину восхищают.

«Вспышка, блеск и скрежет.

Откуда ни возьмись явилась нежить —

Дочь хаоса, охотник

За свежей кровью и за теплой плотью,

Тварь пещерная, жизнь ее устроена так.»

Продолжая тенденцию «Башни ласточки» (а скорее даже её последней главы), книга идет лоскутками и отрывками, прыгая во времени, давая информацию читателю о свершившемся порционно, частями, из которых часть оказывается обманками, мифами вселенной Ведьмака, его собственными легендами и сказками. С каждым стежком истории писатель вкладывает бразды правления всё новым и новым разнообразным персонажам, философам, крестьянам, чародейкам, активным участникам событий, а порой и уже нашим старым знакомым по другим книгам. Эдакий пазл, в котором читателю дают сначала кусочек от правого края, потом два кусочка от левого угла, и добавляют еще несколько из центра картинки. Но сколь органично это выглядит, как изящно вьется повествование! В чем-то данная манера напомнила мне Мартина с его незабвенной и незаконченной Песнью Льда и Пламени, где каждая глава отдана на откуп определенному ПОВу (POV от англ. point of view — «точка зрения»). Здесь так же, но не факт, что этот ПОВ — главный персонаж, или вообще современник Геральта и его женщин.

Так же порадовал и сам Геральт. Я шибко расстроилась, когда он отрекся от своего ведьмачества в силу обстоятельств, но в Туссенте он вновь взялся за старое, отвел душу, познакомил нас ещё с несколькими прекрасными, тьфу, ужасными монстрами.

Читайте также:  Базы отдыха на берегу озера для отдыха с детьми

«Когти по доспеху —

В подземных сводах заблудилось эхо.

В темноте лишь искры,

Для взгляда их движенья слишком быстры.

Первый натиск сдержал, не отступил ни на шаг.»

Как я уже упомянула, меня немного расстроила клишированность концовки. Хотя Сапковский такой поворот сам же у себя в книге и высмеял из уст Вильгефорца словами про пафос и фарс. Поворот с Эмгыром я, увы, проспойлерила себе на пару книг раньше, иначе бы, честное слово, охренела бы там на месте и не выхренела бы больше. Но в конечном итоге все главгады оказались довольно банальными, стремящимися к благу мира в своем понимании каждый, плюс один тупо буйнопомешанный. А ведь в какой-то момент я решила, что изуродованный эльф пришел от Ольх.

В руке танцует, дразнит льдистым блеском.

Враги кружат по залу,

Ведьмак устал, и чудище устало.

Выпад вновь увенчал одну из молний-атак.»

Симпатия к Цири стремительно таяла на протяжении всего романа. И пусть она не успела дойти до критической точки превращения в раздражение от героя, но её заносчивость, вызывающее поведение, дичайший пубертат и максимализм уже начинали подбешивать. Зато Йен в моих глазах перестала быть ощерившейся цундере, став любящей женщиной. Не потеряв при этом свой характер, заметьте!

Несмотря на все минусы данного романа и всей саги в целом, я в восторге. На текущий момент Ведьмак — самый любимый мной цикл из законченных и полностью прочитанных. Хотя, погодите, там еще Сезон гроз. Это будет леген. подожди, подожди. дарно!

* Представленная в цитатах песня — «Белоголовый ведьмак» группы Wallace Band

A.Ch, 23 декабря 2019 г.

Седьмой роман саги является самым большим и одновременно самым тягуче-болотным из всех. Метод перескоков между героями и взглядами от первого/третьего лица, вставок собственных рассказов, начатый предыдущей книгой становится утомительным и уравновешивается только желанием узнать, что будет дальше, и ироничным красивым слогом автора и мастера историй.

Все линии завершены или не остаются полностью висеть в воздухе, а разумный читатель додумает уж свой сюжет. Вот большая часть романа прочитана, остались две главы – как же всё скучно и просто завершается, автор ничего не придумает в конце, а в последних главах и даже страницах он вытягивает жилы из тебя, настолько всё неожиданно и даже светло печально. Схожи ощущения от прочтения романа Джона Ирвинга “Молитва об Оуэне Мини”, где 70% текста – порог, а остальное заставляет ошарашено смотреть на последние страницы, да и тема “у войны есть жертвы и вне фронта” очень роднит эти два романа.

Минусы тома для меня:

— Лео Бонарт. Почему-то думал, что автор даст хоть ему из всех отрицательных персонажей второй шанс, но Сапковский сделал злодея ещё более злодейским и подлым даже перед лицом Смерти.

Спасибо Анджею Сапковскому за долгую, но цельную и живую Историю, за героев, за юмор и ухмылки. Спасибо Евгению Вайсброту за Перевод. Спасибо Цири, Геральту и Йеннифер.

роботвертер, 19 ноября 2019 г.

Дочитал цикл. Читал, начиная с первой книги практически без перерывов.

Первая и вторая книги цикла со сборниками рассказов — чтиво такое себе, где хорошо, где не очень.

Когда пошли нормальные, более-менее полные части (начиная с «Крови эльфов») стало интереснее. Погружаться в знакомый мир и узнавать знакомых персонажей (после игр) было весело и приятно. Первые книги — почти классическое героическое фэнтези, написано гладко и непринужденно.

«Владычица озера» — книга неоднозначная. С одной стороны автор метит уже в эпик: здесь интересны второстепенные персонажи и широкий охват поля зрения на Ведьмаковский мир, с другой — исчезла камерность и тот уют, который присутствовал в предыдущих частях. Иногда еще можно посидеть с героями один на один, но этого мало и повествование становится рваным и неполным. Автор мечется то в одну, то в другую сторону, в итоге — нет ни того ни сего. Что-то по середине.

Во «Владычице озера» столько мотивов, что можно было создать еще один цикл произведений. Чего только стоят другие миры с другими законами существования. В книге уже остро чувствуется интертекстуальность: битвы Толстого, всадники Толкина, кончины Мартина, агитации СССР, фэнтезийная банальщина и перипетии «Тысячеликого героя». Постмодернизм так и хлещет (и это неплохо).

Минусов в этой книге полно. Неоправданные поступки героев, нелогичное поведение персонажей, незаконченные сюжетные линии, странная недосказанность автора в местах, где она просто необходима.

Но в итоге завершающая часть цикла вышла интересной, из-за полюбившихся героев, из-за легко воспринимаемого текста, из-за замечательного перевода. И, вообще, я считаю, что русское издание с переводом Вайсброта нужно издавать под авторством «Сапковский -Вайсброт». Если не согласны, попробуйте почитать в другом переводе.

Относительно всего цикла. Это далеко не Толкин, но читать нужно всем любителям фентези, цикла игр «Ведьмак» и возможно фанатам сериала «Ведьмак» от Netflix, но не факт, так как азиатов и негров здесь нет, а Геральт не перекаченный красавчик, а всего-лишь худощавый мутант. Здесь чисто славянский дух.

И да, после прочтения всего цикла, еще раз убеждаюсь в том, что то, что сделали «cd projekt red» со вселенной Ведьмака, иначе как шедевром назвать нельзя.

Сказочник, 25 июня 2019 г.

Финальная точка в цикле.От романа ждешь эпичности, крутости и прекрасного послевкусия. А получаешь РПГ-шку, где в капусту крошат всех полюбившихся второстепенных героев, много крови, чернухи и юмора ниже пояса. И вот тогда понимаешь, что прощаться с циклом уже не так грустно. Может, это и есть идеальный рецепт финального романа любого цикла? Слегка запороть его, чтобы фанатам было не так обидно.

tapok, 1 марта 2019 г.

Финальная точка (?) в похождениях ведьмака

Вот и заканчивается цикл эпического приключенческого фэнтези мэтра польской литературы пана Анджея Сапковского. «Владычица озера» — книга, которая нужна, чтобы собрать все разбросанные ранее камни. Так, например, это была возможность узнать историю наемника Лео Бонарта. Или посмотреть на империя Нильфгаарда изнутри. Но всё оказывается местами прозаичнее, а местами даже хлеще, чем можно было представить.

Роман вновь поделен на несколько частей, которые рано или поздно соединятся воедино. Йеннифэр еще в прошлой книге попала в плен Вильгефорца. Её участи сложно позавидовать. Цири, как было понятно из «Башни ласточки», прошла через портал. Её ждут долгие путешествия

С точки зрения стиля роман довольно близок к прошлой книге. Но в «Башне ласточки» была ретроспектива от самих ПОВов, тогда как тут – это ретроспектива от одной лишь Цири. К ним добавляются видения юной магички, которая по просьбе Нимуэ пытается восстановить истинное положение дел. Прием вполне неплохой, он позволяет обыгрывать некоторые моменты, особенно по части легенды о Ведьмаке и Ведьмачке. Но это слишком увеличивает объем произведения. Подобные перебивки между линиями и растянутый объем особо не идут на пользу книге. Вместе с этим в книге практически не остается юмора, зато добавляется мрачность и депрессивность. Некоторые моменты и вовсе можно было бы отнести к гримдарк фэнтези. Я говорю о том, что произошло с

Многие ругают финал романа. Речь не только о

Заключение: Сапковский завершил повествование о Ведьмаке и Ведьмачке весьма достойно. Книга мрачная, сильная. Остались кое-какие вопросы, но в целом ружья выстрелили громко и в цель. Повторное чтение романов (как и этого) заставило меня поднять рейтинг с 9 до 10. Считаю, что вполне заслуженно.

vaderkaylo, 12 октября 2018 г.

Долго не могла решить, как же оценить книгу. И поняла, что книга заслуживает двух оценок, потому что ее можно оценить с разных позиций и эти позиции между собой будут отличаться. По одной позиции я поставила бы книге 6 из 10, а по второй 10 из 10, и объясню почему.

Итак, первая позиция: «Владычица озера» как завершение литературной саги о Ведьмаке. Тут мягко говоря, все не очень хорошо.

1. Скомканная развязка основных сюжетных линий.

2. Начатая и брошенная линия с эльфами.

3. Размножение сущностей для решения сюжетных проблем.

4. Сильные уходы в сторону от основного сюжета.

Повествование то и дело уходит в другую сторону, кидая нас в компанию к новым, и мягко говоря, неинтересных персонажей, часть из которых все равно помрет. В прошлых книгах, второстепенные персонажи, через которых нам показывали сюжет, были ярче и интересней, даже если помирали, и событийно книги были более насыщенными.

Сюжет напоминает химеру: вот тут линия Цири, тут Геральт в Туссенте, тут Битва под Старыми Жопками, ой прости, под Бренной, две тетки-магички, пытающие раскопать события прошлого. Такое ощущение, что книга состоит из кучи рассказов, которые просто взяли и собрали вместе.

Сюжетные линии завершаются очень быстро. Сюжет «Вигельфорц ищет Цири» и «Император ищет Цири» разрешаются фактически в одной сцене с коротким промежутком по времени. То есть четыре книги нагнетали, нагнетали, а потом… бац и все. Все кончилось. Развязка слишком быстрая и слишком короткая и я молчу, что Цири и Геральт попали на развязку весьма рольными способами.

Читайте также:  Бизнес на озере байкал

Для встречи героев понадобилось городить огород с привлечением дополнительных сюжетов и роялей. В «Дикой охоте», при сюжете «все опять ищут Цири» поступили намного изящней.

Всего пару сцен и :

Геральт и Йеннифер в этом моменте удивили.

Я перечитала этот кусок несколько раз, а потом долго ругалась.

(Заверните мне других Геральта и Йеннифер, из видеоигры)

Далее, сюжетная линия, связанная с народом Ольх. Она начинает и заканчивается, не получая продолжения. Хотя логично предположить, что Цири эльфам будет нужна.

То бишь, появляется четвертая фракция, с репродуктивными планами на Цири, и тут же сливается. (Первые три:

Если бы я была рядовым читателем, который читал книги, но не играл в «Дикую охоту» то я была бы дико разочарована кучей оборванных и скомканных моментов. Выдали персонажу новых противников, а потом про них забыли. Причем антагонисты шикарные вышли.

В этой книге есть два прекрасных момента: сюжетка с эльфами и события в замке Вигельфорца. Только за эти моменты я не могу совсем уж ругаться на книгу.

Цири осталось в другом мире. Мир терзает чума, короли грызутся, Ложа плетет интриги.

Короче, материала еще на пару книг как минимум.

Как концовка саги – эта книга не очень. Однако она не самая худшая из концовок. Одна даже нормальная, если не раскатывать сильно губу в процессе чтения. Характеры персонажей не испорчены, часть злодеев покарали, часть персонажей бултыхается в туалете, будучи слитой, а про часть просто забыты (неплоха судьба в подобном мира). Литературно цикл закончен, что само по себе хорошо. Ну а то что он оборван по факту, это как-то уже не так важно, спустя почти двадцать лет.

Итог. 6 из 10. Вывод: циклу очень не хватает продолжения.

Вторая позиция: книга с позиции видеоигр. И тут случается чудо, все оборванные сюжетные ветки получают свое продолжения, превращаясь в сюжетные завязки. А третья часть так напрямую продолжает историю Цири. На фоне чего «Владычица озера» начинает выглядеть просто шикарно. На 10 из 10. Как очень сильный первоисточник.

Короче, игра оставляет за собой чувство завершенной истории, книга нет. Посему, 8 из 10.

Roman К, 31 августа 2018 г.

Я обожаю сагу о ведьмаке. Честно. И о Цири. А также о Йенифер, Лютике. Но вот «Владычица озера» меня очень расстроила. И в основном тем, что Сапковский из всей книги собственно ведьмаку и другим главным героям хорошо если треть посвятил. Я не спорю, Сапковский отлично раскрывает и насыщает деталями мир книг о Геральте. Но! В книге о ведьмаке я хочу читать о ВЕДЬМАКЕ! И мне интересно, что произошло в семье у встреченного на обочине дороги (по которой когда то прошёл человек видевший ведьмака — я конечно утрирую, но совсем немного) — однако пусть это будет страничка. Ну две. А не целые главы!

В остальном же чувствуется что автор слегка выдохся к паре последних книг, скатившись к «они идут, идут, идут». Не чувствуется больше той фантазии и читаешь скорее потому что уже сжился и любишь этого наивного и до идиотизма принципиального ведьмака, страшно одинокую, колючую и прекрасную Йенифер, преданного балагура Лютика и т.д. Нелогичные и порой глупые поступки героев, могут злить (ох как же меня бесят идиотские решения некоторых из них) но как ни странно я благодарен за это Сапковскому — благодаря этому чувствуешь что герои живые. Дураки, но живые!

Но, повторюсь — как же жаль что их там так мало.

Aoidos, 23 июля 2018 г.

Чем уникален Сапковский? Лично для меня – стилем. Его читаешь, потому что наслаждаешься слогом, характерами героев, литературной игрой, прыжками во времени, рассказами внутри рассказов.

Уверен, что содержание последнего романа саги о ведьмаке можно было бы спрессовать до 100 страниц. Можно было бы оставить за кадром решающий бой между Нильфгаардом и Северными королевствами, переговоры и все что не связано напрямую с Цири и Геральтом. Но это был бы не Сапковский.

«Владычица озера» – разноплановая книга. С одной стороны, это завораживающее путешествие Цири сквозь времена и миры, приоткрывающее тайны мироздания. С другой, описание бедствий войны с тяготами похода, дезертирством, трусостью, несправедливостью. С третьей – большая политика королей, императора и чародейской ложи.

Во «Владычице озера» писатель не просто завершил рассказ о главных героях саги, но и вписал их в контекст истории и мифа их мира. Фоном приключений ведьмака и ведьмачки служит война, послевоенное устройство, настроения в обществе. Политика мира ведьмака выглядит живой и реалистичной – короли преследуют свои цели и принимают непростые решения, Ложа чародеек пытается из-за кулис направлять ход истории. Через сюжетные линии Нимуэ и Кондвирамурсы он показывает, как спустя годы рождается легенда о Цири.

Восхитило решение с описанием битвы Нильфгаарда с нордлингами. Пусть там не оказалось никого из главных героев, зато автор по максимуму собрал там эпизодических героев, мелькавших на протяжении всех прошлых книг.

Описание битвы не поразит неожиданными поворотами, и победу нордлингам принесут прибытие кавалерии и стойкость бесполезного казалось бы отряда. Но взгляд на бой с точек зрения полководцев обеих армий и рядовых воинов дорогого стоит. А еще понравилось внимание к случайностям на войне.

История Геральта и Цири окончена. Коварный колдун убит, натиск империи остановлен. Но города опустошает эпидемия, опоздавшие на войну нордлингские молодчики громят кварталы нелюдей. Большая война окончилась, но история продолжается, и этот мир ждут заговоры, убийства и новые войны. Как это было и в земной истории.

vam-1970, 6 июля 2018 г.

Роман из цикла «Ведьмак Геральт». Заключительный. Что хотел бы отметить -это описание ужасов войны. Войны любой — справедливой и несправедливой.Автор вложил в описание весь свой талант. Редко такие произведения пишут, обычно подвиги , победы, героизм, карты наступлений и награды. Здесь же — кровь, ампутации, горы трупов,неимоверные жестокости, трусость. Всё так как и бывает на самом деле.Запоминающийся эпизод — когда в лазарете начали убивать раненых и медсестёр. Ничто не останавливает человека с оружием на войне. Автор как бы говорит -не допускайте войн!Если вы их допустили вопреки дипломатии, то вас ожидает вот такая ужасная картина как я написал.

kovalenko910, 16 марта 2018 г.

Сага о ведьмаке подошла к концу. Перевернув последнюю страницу «Владычицы Озера», можно с уверенностью заявить: Сапковский — гений фэнтези.

Цири путешествует сквозь времена и миры, Геральт с дружиной отправляется в последнее большое приключение. Все сюжетные линии замыкаются в кольцо, как змей Уроборос. Сапковский неоднократно упоминал «Артуриану» как источник, питающий корни древа фэнтези. И в этом томе он возвращает свое повествование к истокам.

Сложно написать что-то новое про стиль Сапковского после прочтения последнего тома, потому что стиль этот вполне себе сложился еще до начала его написания, инструменты, которыми пользовался автор, уже известны и отмечены в отзывах на предыдущие книги, а повторяться не имеет смысла. Это все то же многоголосие, поэтический язык, меняющие друг друга совершенно разнообразные сцены, вызывающие целую гамму эмоций, фирменные отсылки к современности, органически вплетенные в повествование анахронизмы и многое другое.

Последний том не оставляет подвешенных в воздухе сюжетных линий. Все более-менее значащие персонажи получают свою уникальную судьбу. Иногда — полную радости, но чаще — горькую, зато почти всегда — справедливую с точки зрения законов и логики повествования. Примеров много, но я приведу наиболее очевидный. Вот Геральт с каменным лицом проходит мимо страданий и пугает таким равнодушием Лютика и читателей. Этот Геральт уже практически мертв, он изменен настолько, что грозит растаять. Но архетип героя говорит нам о том, что герой должен умереть, чтобы жить. Именно это и происходит в конце. Читатель вздыхает с облегчением, когда ведьмак берет сигиль и становится «в последний раз» на защиту несчастных гномов. Читатель горюет, когда Геральт получает рану, когда склонившаяся над ним Йеннефер отдает последние силы, пытаясь его исцелить. Читатель испытывает катарсис, когда Цири забирает своих символических родителей в озерный туман. Такова справедливость. Разве могли судьбы этих героев быть другими?

И не смотря на то, что основной сюжет завершен и Предназначение сказало свое слово потрясенной Трисс голосом пепельноволосой ведьмачки, мир продолжает жить дальше, потому что «что-то кончается, что-то начинается».

Тем более, что в запасе есть еще «Сезон гроз», хе-хе.

Duran, 22 июня 2017 г.

Заключительная книга вышла вполне на уровне. Хотя лично мои ожидания были немного приниженны из-за того, что средняя оценка среди книг основной саги у ней самая низкая. Но по итогу хочу сказать, что нет все очень даже хорошо. Однако, все таки хочется немного поругать за то, что некоторым эпизодам уделено больше внимания чем стоило бы. Они изобилую множеством трудно выговариваемых имён (прям как в «Князе Пустоты» Бэккера, да) и события смещающие на мой взгляд акцент чуть больше в сторону эпика чем персональной истории Геральта и его близких. Это немного меня разочаровало, но в целом даже эти эпизоды могли показать свои мысли и идеи. Финал же приключений Геральта, Йеннифер и Цири получился вполне закономерный, пускай возможно и немного печальный.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24