Классный час «Заповедники России»
Классный час: «Заповедники России»
1.Ознакомить учащихся с понятием «Заповедник», «Заказник» с деятельностью организации охраняемых природных территорий.
2. Формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях.
3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.
4. Способствовать формированию экологической культуры участников программы.
v компьютер, проектор, интерактивная доска для показа презентации в Microsoft Power Point ;
v аудиоколонки для воспроизведения звука при демонстрации презентации;
v раздаточный материал по количеству учеников, с информацией о заповедных территориях;
v бумага, фломастеры, карандаши, ножницы.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
II .АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
Ребята, внимание на экран, прочитайте высказывание Михаила Пришвина. Мы вернемся к нему в конце нашего занятия, и вы скажете, как вы его понимаете.
Указом президента РФ 2017 год объявлен годом экологии. Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли. И я предлагаю вам начать наш классный час с просмотра фильма «Россия заповедная».
III. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Почему многие растения, животные находятся на грани исчезновения?
Кто знает, или слышал, что такое заповедник? Зачем люди создают их, какие виды заповедников вам известны? Какие ассоциации у вас возникают с этим словом. Раскрываем понятие, уточняем ответы ребят. Заповедники — это острова спасения для растений и животных. В этом храме природы живут и работают ученые – биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.
Давайте заглянем в толковый словарь В.Даля, какое понятие дается.
ЗАПОВЕДЬ – повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление.
ЗАПОВЕДЫВАТЬ – наказывать к непременному, всегдашнему исполнению, завещать какую обязанность, запрещать.
Заповедный лес или роща, место, где рубка заповедана, запрещена.
В заповеднике не стрелять, заповеданного, не трогать.
Как вы думаете, когда люди задумались о создании заповедников, заказников и почему? ” В ходе беседы дети высказывают свои мысли зачем нужны «Заповедные острова». Глаза земли. Душа земли. Да, земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у нее есть. Эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали со своей маленькой и хрупкой землей! Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера, поившие ее влагой. Человек много берет из природы: воздух, воду, плодородную почву. Строя дома, города, дороги, мы лишаем места жительства многих животных и растений. Сколько уже птиц, зверей и насекомых исчезло с лица Земли?
Долго терпела земля. Она вздыхала и стонала, люди не слышали ее стонов. И вот земля вскричала: “Спасите меня! Я гибну!”
И люди, наконец, услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. Именно Заповедные острова помогают природе восстановить свои силы. И встали люди на защиту земли, на защиту природы.
11 января – День заповедников и национальных парков. Отмечается в России с 1997 г. В этот день в 1916 г. в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский. Символом Баргузинского заповедника является – соболь, флаговый или живой символ, созданный ровно 100 лет назад. Экология в переводе с греческого обозначает “Эко” — дом, “логос” — наука. Наука о доме.
РАБОТА В ГРУППАХ
Для того чтобы пополнить свои знания — мы с вами отправимся в путешествие по заповедным местам. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается 103 ЗАПОВЕДНИКА, 50 НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ, 59 ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКАЗНИКОВ. Если взять все Заповедные острова нашей страны, то они заняли столько же места как одна Мексика и 4 Франции – это очень большая территория.
Для работы в группах в конверты заранее вкладывается информация (карты, план ответа, вопросы).
Через время группы рассказывают о данном заповеднике: называют заповедные территории, показывают символы-логотипы, объясняют, почему именно такой рисунок используется для данного заповедника.
-Кавказский государственный природный биосферный заповедник
-Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник
— Шульган –Таш государственный природный заповедник
V .ОБОБЩЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ.
Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?
– Сохранение живых организмов.
– Охрана и изучение окружающей среды.
– Предупреждение развития разрушительных процессов.
-Я предлагаю вам составить рассыпавшиеся выражения и прокомментировать их. Например: Птицы — наши друзья.
Охранять природу — значит охранять Родину!
Земля — колыбель человека!
Вода — источник жизни
Охрана природы — дело народа.
Поведение человека в природе — это зеркало его души
Давайте вернемся к началу нашего занятие и еще раз прочитаем высказывание М.Пришвина. Как вы понимаете его. Обсуждение и подведение итогов занятия.
Человек должен нести ответственность за свои поступки и исправлять свои ошибки, иначе мы все можем оказаться у разбитого корыта. Природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о помощи: защити!
И в заключение я хочу прочитать следующие строки из стихотворения поэта Сергея Смирнова:
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё Природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Источник
Внеклассное мероприятие «Заповедные места Земли»
методическая разработка (4 класс) на тему
Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Включена информация о заповедниках на территории России, а также интересные конкурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие «Заповедные места Земли» | 85.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Заповедные места Земли»
Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков
- показать значимость природы в нашей жизни;
- привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
- способствовать оздоровлению и физической активизации детей;
- приобщить к соблюдению ЗОЖ.
- способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
- повысить уровень экологической культуры;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать познавательный интерес ребят;
- развивать интерес к спорту и ЗОЖ.
Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.
Природа в России — роскошна, прекрасна,
Красив заповедник, хоть в песнях спою.
Чудесные парки живут не напрасно
Они украшают природу мою!
1 конкурс “Экологические даты и праздники”
Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:
Выбрать экологические праздники:
- Международный День Земли — 22 апреля.
- Международный День птиц — 1 апреля.
- Международный Женский день -8 марта.
- Всемирный День Воды (Водных ресурсов) — 22 марта.
- Всемирный День защиты животных — 4 октября.
- День смеха -1 апреля.
- День заповедников и национальных парков-11 января.
- День комонавтики -12 апреля.
- Всемирный День охраны здоровья — 7 апреля.
- Новый год -31 декабря-1 января.
Проверка на слайде.
— Назовите дату, которая подходит к нашей теме.
Справка с показом слайдов (1-6 слайдов).
— По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый « День заповедников и национальных парков ». Это событие произошло 11-го января 1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.
Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием « Баргузинский ».
Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника — охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.
Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.
Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.
Наша страна насчитывает около ста заповедников. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.
Этт праздник отмечается 11 января.
2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)
Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:
– комар… (пищит, крыльями);
– шмель… (жужжит, гудит);
– пчела… (жужжит, гудит);
Справка о Кавказском заповеднике.
Кавказ! Жемчужина востока,
Моих отцов прелестный край.
Здесь горы чудны и высоки,
Цветут долины, словно рай.
— Один из охраняемых уголков России – Кавказский биосферный заповедник, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края. Слайд 7 .
Это один из старейших заповедников России, созданный на базе бывшего охотничьего хозяйства, резерват уникальной дикой природы Западного Кавказа . Заповедник расположен на северном и южном склонах Западного Кавказа.
Основная часть Кавказского заповедника представляет типичную высокогорную область со скальными хребтами и вершинами, покрытыми вечными снегами и ледниками, с глубокими ущельями, горными реками и озёрами. Слайд
Кавказ – одни из самых молодых гор по времени их возникновения на Земле, но по сравнению с историей человечества он – седой старец.
Много красивых горных вершин мы сможем увидеть, если отправимся на Главный Кавказский хребет:
-Хребет Чугуш , гора Фишт , хребет Ацетука , горы — Агепста , которые называют «турьими», потому что на их склонах любят пастись туры – горные бараны.
Многообразен животный мир заповедника:
В Кавказском биосферном заповеднике 70 видов млекопитающих, 225 видов птиц, около 10 000 видов насекомых (кадр 13).
Так, например, 80 лет назад на территории заповедника были полностью истреблены зубры , их восстановление стало одной из важнейших задач. Сегодня на территории Кавказского государственного биосферного заповедника живёт около 400 зубров (кадры 14, 15, 16).
В широколиственных лесах можно увидеть грациозных оленей . Кавказский благородный олень – наиболее ценное охраняемое животное. (кадр 17) Красивы самцы, головы которых увенчаны ветвистыми рогами. Рога оленя – показатель силы и здоровья.
На склонах гор можно заметить стадо серн – горных коз (кадры 18, 19). Серны очень пугливы, при любом резком звуке они готовы сорваться с места и убежать (кадр 20).
На территории заповедника живут еноты (кадр 21), кавказские медведи (кадр 22), лисы (кадр 23), волки (кадр 24), дикие кабаны (кадр 25).
Много разных птиц обитает здесь. Днём в небе можно заметить силуэт летящего сокола , высматривающего себе добычу (кадр 26). По ночам промелькнёт бесшумная тень – это сова отправилась на охоту (кадр 27). На склонах гор солнечным днём пасутся улары – горные индейки, птицы из семейства фазановых (кадр 28). Встречаются в заповеднике удод (кадр 29), чекан луговой (кадр 30), горихвостка-чернушка (кадр 31).
В заповеднике зарегистрировано более 1500 видов растений.
3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте
Справка о Хвалынском заповеднике.
Национальный парк «Хвалынский» создан в 1994 году . Учёные обратили внимание на уникальное сочетание меловой растительности и реликтовых сосновых боров..
Хвалынские горы самые высокие на Приволжской возвышенности. Они сложены отложениями мелового периода мезозойской эры и, в меньшей степени, отложениями.
На территории парка встречаются барсук, бобр, кабан, куница, лось, косуля, норка европейская, хорёк лесной, хорёк степной. Из пресмыкающихся обитают гадюки обыкновенная и степная, обыкновенный уж, прыткая и живородящая ящерицы.
В Красную книгу Российской Федерации занесены встречающиеся здесь: волчеягодник боровой, пион тонколистый, венерин башмачок настоящий, иссоп меловой, ковыль перистый, сосна, произрастающая на меловых обнажениях и представляющая собой уникальную форму, входящую в качестве охраняемой в списки редких видов страны.
Небольшой перерыв (игра)
— Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
— Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
— Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
— Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
— Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
— Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
— А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
— Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
— Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
— Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
— В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!
4 конкурс. “Сложи пословицу”
Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты — прощай птицы.
Увидел скворца — весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.
Рощи да леса — родного края краса.
Судьба природы — судьба Родины.
5 конкурс. Нарисовать экологические знаки
Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.
А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.
- Не рви цветы.
- Нельзя разорять муравейники.
- Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
- В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!
Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!
-Назовите заповедники, о которых вы сегодня узнали.
-Какие правила поведения вы будете соблюдать, находясь в заповедных зонах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения «Защитники земли русской»( А. Невский)
Урок обобщения знаний детей об А. Невском, а также о великих русских полководцах. на уроке дети пронаблюдают историческое соединение «века XIII c XXI». На уроке формируется уважение к истории России, .
Конспект внеклассного занятия «Дары Земли»
Данный материал предназначен для ознакомления учащихся с разнообразными дарами земли (фруктами). Стимулирует мыслительную и творческую деятельность учащихся, вызывает интерес к укреплению с.
Внеклассное мероприятие «День Земли»
Конспект внеклассного мероприятия «День Земли» с презентацией.
Разработка внеклассного мероприятия — День Земли
Данный документ является внеклассным мероприятием по окружающему миру для учащихся начальных классов. Его содержание в занимательной форме рассматривает проблемы охраны окружающей среды и .
Проектно — исследовательская работа «По святым местам земли Кшенской. Храм в селе Верхние Апочки. Прошлое и настоящее».
В работе рассказывается об истории создания храма в селе Верхние Апочки.
Внеклассное мероприятие: ««« Огненная земля Кубани. Малая земля».
Сценарий открытого тематического занятия« Огненная земля Кубани. Малая земля»Цель: познакомить детей с героической биографией Новороссийска на примерах героев- малоземельцев, расширить представления д.
«Святые места земли Липецкой». Классный час.
В разработке использован краеведческий материал, который раскрывает историю возникновения монастырей, ставших духовными и культурными центрами Липецкого края.
Источник