Внеклассное занятие что такое заповедники

Классный час «Заповедники России»
план-конспект на тему

1.Ознакомить учащихся с понятием «Заповедник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий.

2. Формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях.

3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_zapovedniki_rossii.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа : Заповедники России

1.Ознакомить учащихся с понятием «Заповедник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий.

2. Формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях.

3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, толковый словарь, материалы о заповедниках статьи с Интернета.

Основные слова и понятия: заповедники, заказники.

Оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы совместно с учителем.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде таблицы.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Охранять природу —
Значит охранять Родину.

I. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Учитель: Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли (слайды 2-5).

II. Формулирование проблемы.

Учитель: Какой возник вопрос?

Дети: Почему им угрожает опасность? (слайд 6)

В связи с усилением воздействия человека на окружающую среду, резко возросла необходимость специальной, тщательной охраны отдельных уголков «дикой» природы , мест обитания видов животных и растений, оказавшихся на грани исчезновения. Государство такие участки объявляет заповедными .

— Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову?

(Поиск значения слова в толковом словаре) (слайд 7)

Заповедники — это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.

— Что вы знаете о заповедниках? (Дети предлагают свои версии, учитель записывает их на доске).

— Зачем люди создают заповедники? Какие виды заповедников вы знаете?

— Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать?

III. «Открытие новых знаний».

1. Вопрос учителя: – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему? (предоставляется слово учащимся с исторической справкой об истории создания заповедников).

Экологические проблемы встали перед человеком наиболее остро во второй половине XX века, когда его разрушительная деятельность приобрела глобальные масштабы. Сегодня происходит осознание человечеством того, что сохранение природы — условие его выживания на Земле. Однако, история охраны природы уходит своими корнями еще в доисторические времена.

Практически у всех народностей в древности существовали священные леса и рощи, где, по поверьям, обитали боги леса. Например, у бурятов такие священные леса были неприкосновенными, заповедными, и строго охранялись от всякого рода разрушения, загрязнения и осквернения. Здесь не полагалось рубить деревья, ломать веточки, нарушать дерн, косить траву. В неположенное время буряты в эти рощи боялись заходить.

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относятся к временам правления на Киевской Руси великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец XI — начало XII века) В период царствования царя Алексея Михайловича Романова, к западу от Москвы в районе Звенигорода существовала «Кунцевская местность» — заповедная сторона, строго охраняемая для царских охот.

Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру 1. Именно тогда государственные мероприятия стали целенаправленными и систематическими. Указаниями царя были определены водоохранные леса, запрещалась вырубка деревьев в 30 верстах от больших рек и в 20 — от малых, в этих лесах нельзя было даже пасти скот. Была ограничена или полностью запрещена рубка корабельных сосновых лесов в окрестностях Петербурга, в Поволжье и на Южном Урале. Для охраны лесов Петр 1 создал специальную лесную стражу и установил за нарушения весьма суровые наказания (вплоть до смертной казни). Он также начал регулировать рыболовство и охоту.

Первый в России заповедник, Баргузинский, был создан 11 января 1916 г. в Бурятии. Сейчас в России 11 января считается Днем заповедников и национальных парков (показ плаката Этнокалендаря). В России этот День стал отмечаться в 1997 г., как ответ на инициативу международных общественных организаций: Центра охраны дикой природы, основанного в ноябре 1992 г., и Всемирного фонда дикой природы, действующего с 1961 г.

2. Работа в группах .

— Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний — мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам (слайд 8 — карта). На сегодняшний день в нашей стране насчитывается 101 заповедник, но мы сможем посетить только некоторые из них.

Для работы в группах в конверты заранее вкладывается информация (карты, план ответа, вопросы).

Через пять минут группы рассказывают о данном заповеднике.

3. Выступления групп .

— Экспедиция вернулась. Все дружно поработали.

Рассказ сопровождается показом компьютерной презентации, которая заранее подготовлена одним из ребят из группы.

1 группа. Баргузинский заповедник (слайд 9).

2 группа. Кологривский лес (слайд 10).

3 группа. Утриш (слайд 11).

4 группа. Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» (слайд 12).

5 группа. Государственный природный заповедник «Гыданский» (слайд 13).

6 группа. Надымский заказник (слайд 14).

7 группа. Нижне-Обский заказник (слайд 15).

8 группа. Куноватовский заказник (слайд 16).

4. Обобщение выступлений.

Учитель: Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?

(Ребята отвечают на вопрос, учитель показывает на слайде 17:

– Сохранение живых организмов.

– Охрана окружающей среды.

– Предупреждение развития разрушительных процессов.

— Скажите, ребята, зачем нам нужны заповедники?

— Правильно! Заповедники нужны для того, чтобы сохранить красоту природы, богатство её животного и растительного мира (слайд 18). Наши заповедники уже сыграли большую роль в сохранении и восстановлении численности отдельных видов животных и растений.

Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных, например зубра, горала, кулана, бухарского оленя, тигра.

Заповедники дали возможность восстановить до промысловой численности уже исчезавших охотничьих животных: соболя, речного бобра.

У Михаила Дудина есть хорошие слова:

Учащийся класса читает стихотворение:

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над саванной тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите…

— Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить?

— Нашей зелёной планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. А что вы сейчас можете сделать для сохранения природы? (слайд 20)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Россия -Родина моя» 2 класс

Это разработка классного часа для 2 класса по теме: «Россия — Родина моя».

Классный час «Россия — Родина моя!»

Цель: познакомить с символикой Российской Федерации.

Классный час «Россия — Родина моя. Символы России».

Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж.

Классный час: «Россия-Родина моя».

Классный час на тему: «Россия-Родина моя». Цели: развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о .

Классный час: «Россия — наша Родина»

Классный час «Россия — наша Родина» для учащихся 1-х классов Цель: воспитание гражданина — патриотаЗадачи:показать значение Родины в жизни человека;способствовать воспитанию у де.

Классный час «Россия из века в век. 1150 лет Российской государственности»

Классный час был проведен в 4 классе. Учащиеся познакомились с этапами становления Российского государства и обобщили сведения о зарождении Древнерусского государства, о формировании Московского.

Классный час России доблестной сыны

Классный час к Дню Защитника Отечества » России доблетной сыны».

Источник

Внеклассное занятие «Заповедники России»

Внеклассное занятие «Заповедники России».

¬ углубить знания учащихся по экологии;

¬ воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;

¬ рассказать о существующих заповедниках России.

Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе. Перед вами на столах лежат цветные смайлики. Посмотрите на них внимательно и выберите тот, который соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение! (Слайд 1)

– Сегодня наше занятие мне хочется начать словами Е. Евтушенко: (Слайд 2)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Шабанов Максим)

— О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы). (Слайд 3)

-Что значит охрана природы? Давайте составим схему. (Подходят к доске и прикрепляют компоненты охраны природы)

-Как мы можем с вами охранять природу?

-Каждый из нас должен охранять и беречь природу.

— Оказывается, еще в Древней Руси люди задумывались о том, что природу надо беречь. Так что проблема эта не новая.(Слайд 4)

Работа по теме занятия.

Послушайте стихотворение и определите, о чём будет тема нашего занятия?

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,

Проявляют здесь заботу

О растениях лесных,

Луговых и полевых,

Водоёмов и болот.

Вся природа здесь живёт

Под охраной человека

Много лет, от века к веку.

О чём говорится в стихотворении? – о заповеднике.

-Да, действительно, сегодня мы с вами поговорим о заповедниках России.(Слайд 5)

-Что такое заповедник? Что вы о нём знаете? (Слайд 6)

-Для чего нам нужны заповедники? Главная задача заповедников — сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых. (Слайд 7)

-Какие заповедники вы знаете?

Сегодня, мы с вами будем путешествовать по карте России, и знакомиться с заповедниками. В карточках, которые лежат на столе, будете отмечать название заповедника, с которым познакомились, и приклеивать картинку животного или растения данного заповедника.

Сегодня в стране насчитывается около ста заповедников.Таймырский заповедник — самый большой заповедник России. (Слайды 8-9)

Таймырский заповедник образован в 1979 г получил свое название благодаря полуострову Таймыр, на котором он находится. (Найдите полуостров Таймыр на карте).Вокруг тундра. Полгода здесь царит холод. Заморозки и снег бывают даже в июле, а толщина льда на реках зимой достигает двух метров. Под охраной заповедника находятся овцебыки, дикие северные олени, которых не встретишь в других районах тундры, редкие птицы: краснозобые казарки и розовые чайки.

На каком полуострове расположен заповедник? Полуостров Таймыр.

Какая погода характерна для этого заповедника?

Каких животных охраняют в этом заповеднике? Приклейте на карточку краснозобую казарку.

А теперь познакомимся с самым маленьким заповедникомГаличья Гора.(Слайды 10-13)

В 1969 году на территории Липецкой области в бассейне реки Дон был образован заповедник Галичья Гора. Он расположен в лесостепной зоне и охраняет разнотравные, ковыльные степи и животных — опылителей.

Заповедник насчитывает 40 видов реликтов. Реликты — это растения и животные, которых раньше было много, а теперь их можно найти лишь в некоторых районах.

Галичью Гору часто называют «живым музеем» растений. Здесь можно встретить — златоцвет, лён, русский василёк, горицвет весенний, валериану, ковыль, гусиный лук, сон-траву, фиалку и другие лекарственные, декоративные, кормовые и эфирномасличные растения.

Галичья Гора — это и царство насекомых. Кого здесь только нет! Шмели, дикие пчёлы, цветочные мухи, жук- олень, жук-отшельник, стрекозы.

Как называется самый маленький заповедник? Галичья гора.

Что такое реликты?

Давайте приклеим златоцвет.

Говоря о самых-самых, нельзя не сказать и о самом старом заповеднике — Баргузинском.(Слайды 14-16)Он был основан в 1916 году, ещё в царской России.

Баргузинский заповедник — национальная гордость России. Он находится возле озера Байкал в тайге. В заповеднике можно встретиться с бурым медведем, росомахой, белкой-летягой, нерпой, рябчиком. Но самым ценным зверем считается баргузинский соболь. Баргузинский соболь — это жемчужина сибирской тайги.

Как называется заповедник? Баргузинский

Возле какого озера находится? Байкал.

Находим название заповедника в карточке, приклеиваем животного, который в нём охраняется. Баргузинская соболь.

Игра «Запрещается –разрешается».

Я читаю правило, если это делать можно, то вы шагаете на месте, если нет, то поднимаете руки вверх.

  • В лесу шуметь (запрещается)
  • Оставлять мусор в лесу (запрещается)
  • Беречь лес от пожара (разрешается)
  • Рвать букеты цветов (запрещается)
  • Ходить только по тропинкам (разрешается)
  • Ломать деревья и ветки (запрещается)
  • Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
  • Сажать деревья (разрешается)
  • Разжигать костры в лесу (запрещается)
  • Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
  • Гулять в лесу (разрешается)
  • Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
  • Собрать мусор в яму и закопать (разрешается)
  • Разорять муравейники (запрещается)
  • Разрушать грибницы (запрещается)

Мы немного отдохнули и вспомнили правила, которые необходимо не только знать, но и соблюдать.

Первым заповедником, организованным советской властью, был заповедник, который находится в нашей области? Кто знает, как он называется? Астраханский заповедник.(Слайды 17-21)

Знаком вам этот заповедник? Что вы о нём знаете?

Астраханский заповедник был образован в 1919 году с целью охраны уникальной природы дельты реки Волга.Заповедник расположен в низовьях дельты Волги, на территории Камызякского, Володарского и Икрянинского районов Астраханской области.

Во-первых, Астраханский заповедник — это крупный центр кольцевания птиц. Здесь можно увидеть: лебедей, гусей, крякв, розовых пеликанов, крачек, чомгу, бакланов, белохвостых орланов, чёрных коршунов, ушастых сов, фазанов. Во-вторых, дельта Волги — это место нереста многих промысловых рыб. Таких, как сазан, сом, жерех, вобла, красноперка, сельдь, осетровые.В-третьих, Астраханский заповедник — это место, где растут такие реликтовые растения, как водяной орех или чилим и лотос орехоносный.

Что узнали об этом заповеднике?

Каких птиц, рыб и растения можно встретить?

Находим этот заповедник в карточке и приклеиваем прекрасный цветок, символ нашей области. (Лотос).

Заповедники располагаются на юге, западе, востоке нашей страны. Самым северным из них является заповедник «Остров Врангеля».(Слайд 22-23)

Недалеко от побережья Чукотки в 1976 году был основан заповедник «Остров Врангеля». Суровая снежная зима, длинная полярная ночь, короткое прохладное лето, северное сияние — вот как можно описать природу этого сурового края.

Заполярный остров Врангеля часто называют «родильным домом» белых медведей. Белые медведи — самые крупные и сильные животные Арктики. У них густой мех, который спасает их от сильных морозов. На острове Врангеля обитает самое крупное из копытных животных Арктики — овцебык. На острове Врангеля устраивают лежбища моржи и нерпа. Живут здесь лемминги и песцы. С наступлением тепла на остров прилетают белые гуси, поморники, канадские журавли.

Как называется заповедник?

Какая природа в заповеднике?

Кто в нём обитает?

Находим название и приклеиваем Белого медведя.

Алтайский заповедник. (Слайды 24-26) Находится заповедник в Алтайских горах на территории Республики Алтай.Общая его длина составляет более 10 км. Всего здесь находится 19 озер и 10 рек.Главнейший водоем заповедника — Телецкое озеро — самое крупное и красивейшее озеро Алтая — расположено на высоте 434 м над уровнем моря.Всего во флоре заповедника 1270 видов растений, 73 вида млекопитающих, около 300 видов птиц, 10 видов земноводных и пресмыкающихся.Из животных характерны — марал, лось, бурый медведь, кабарга, соболь, росомаха, рысь, косуля, белка, бурундук, снежный барс. Из птиц — глухарь, рябчик, кедровка, филин, белая и тундровая куропатка, улар, хрустан, горихвостка и др. В водах Телецкого озера обитает 13 видов рыб. В большинстве рек водится хариус.

Как называется заповедник?

Где находится? Какие животные и растения там обитают?

Какое животное у вас осталось, давайте приклеим его к нашему заповеднику.

Мы с вами познакомились со многими заповедниками, но это не все, если кому-то интересно, вы можете продолжить знакомство с заповедниками самостоятельно, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были на занятии.

Источник

Читайте также:  Кавказский заповедник краснодарского края презентация
Поделиться с друзьями
Байкал24