Лебединое озеро
балет в 2-х действиях, 4-х картинах
музыка Петра Ильича Чайковского
Постановщики
Либретто: Владимир Бегичев, Василий Гельцер
Музыкальный руководитель постановки и дирижёр: Евгений Волынский
Дирижеры: Карен Дургарян, Дмитрий Юровский
Хореография: Мариус Петипа, Лев Иванов
Хореографическая редакция: Константин Сергеев, Игорь Зеленский
Педагоги-репетиторы: Лариса Василевская, Владимир Григорьев, Нина Фуралева, Виктория Ряженова, Галина Седова, Анастасия Лифенцева, Максим Гришенков
2 часа 40 минут
Премьера состоялась: 29 мая 2010 года
Гастроли со спектаклем: Париж (Франция, 2010), Мадрид (Испания, 2011), Сеул (Корея, 2012, 2014), Бангкок (Таиланд, 2015)
Репертуар Новосибирского театра невозможно представить без «Лебединого озера». Великий балет Петра Чайковского в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова выдержал более 1200 представлений, но не потерял свежести и обаяния. Роскошное оформление Луизы Спинателли и участие звезд новосибирской сцены добавляют привлекательности этой испытанной временем постановке.
Действие первое
Картина первая
Во дворец на праздник по случаю совершеннолетия принца Зигфрида собрались его друзья. Беззаботное веселье и радость, вечные спутники юности, наполняют атмосферу торжества.
Владетельная принцесса, мать Зигфрида, — в заботах о будущем сына. Настала пора выбирать принцу невесту. Зигфрид грустит, ему жаль расставаться с безоблачным миром юности.
Владетельная принцесса уходит, и веселье возобновляется. Но Зигфрид не может как прежде предаваться веселым забавам. Одинокий, он замечает прекрасных белых лебедей, и нежное предчувствие влечет его вслед за ними.
Картина вторая
Белые лебеди — заколдованные злым волшебником Ротбартом девушки — обитают на прекрасном озере. Лишь по ночам к ним возвращается человеческий облик.
На берегу озера принц встречает Одетту, королеву лебедей. Ее красота поражает Зигфрида, и он клянется ей в вечной любви и верности, ведь только искреннее и неизменное чувство может спасти девушек от злых волшебных чар.
Близится рассвет; власть Ротбарта разлучает Зигфрида и Одетту.
Действие второе
Картина третья
Бал в замке Владетельной принцессы. Приглашены знатные вельможи с дочерьми — сегодня принц выбирает невесту.
В разгар бала появляется неизвестный рыцарь с красавицей-дочерью. Это Ротбарт с Одиллией, которая поражает Зигфрида сходством с королевой лебедей. С этого мгновенья Одиллия поглощает все внимание принца.
По настоянию Ротбарта, Зигфрид клянется в любви Одиллии, и в тот же миг красавица и злой гений исчезают. Произошло непоправимое, Зигфрид понимает, что был обманут, совершил предательство и погубил Одетту, обреченную отныне на вечный гнет злых чар. В отчаянии он устремляется к лебединому озеру.
Картина четвертая
На берегу озера собираются девушки-лебеди. Одетта потрясена изменой принца. Зигфрид умоляет о прощении — он любит ее одну и произнес клятву верности Одиллии только потому, что видел в ней Одетту. Последняя при виде возлюбленного забывает свое горе и вся отдается радости свидания, но появление Ротбарта прерывает минутное очарование.
Зигфрид должен исполнить данную клятву и жениться на Одиллии, а Одетта с наступлением зари навеки обратится в лебедя.
Одетта предпочитает смерть разлуке с любимым. Зигфрид клянется умереть вместе с ней. Несчастная девушка, в последний раз обняв возлюбленного, вбегает на скалу, чтобы броситься с высоты.
Зигфрид спешит к Одетте и вместе с нею кидается в озеро. Ротбарт падает замертво.
Источник
Лебединое озеро
Балет в двух действиях, четырех картинах
Либретто В. Бегичева и В. Гельцера
Хореограф — постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров
В спектакле использованы фрагменты хореографии Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского
Художник — сценограф – народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации Станислав Бенедиктов
Художник по костюмам – Ольга Полянская
Балет «Лебединое озеро» гениального Петра Ильича Чайковского — не только «самый классичный, и при этом самый загадочный отечественный балет». На сегодня это самый знаменитый балет в мире, истинный символ русского балета.
В основу сюжета положена старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя заклятьем злого колдуна Ротбарта.
«Лебединое озеро» в постановке театра «Кремлёвский балет» — это нестареющее лирическое очарование классического танца, одухотворенная пластика рисунка, волшебная гармония музыки и хореографии.
Постановщик балета Андрей Петров сохранил классическую редакцию балета, созданную великими русскими хореографами Мариусом Петипа, Львом Ивановым, Александром Горским, дополнив и связав воедино некоторые разрозненные фрагменты во имя целостности спектакля, а также, заново поставив новую хореографию 4-й картины балета.
Образ спектакля раскрывают и выразительные декорации художника-сценографа Станислава Бенедиктова, и костюмы изысканной цветовой гаммы, созданные художницей Ольгой Полянской.
С 1997 года спектакль сохраняется в репертуаре «Кремлёвского балета» и неизменно имеет большой зрительский успех.
Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижёр – Сергей КОНДРАШЕВ.
Продолжительность: до 2 часов 45 минут (с антрактом).
Cад перед замком Владетельной принцессы. Веселится молодежь, забавные пляски Шута сменяются танцами девушек и их кавалеров. Владетельная принцесса сообщает своему сыну – Принцу Зигфриду, что завтра на балу ефму предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Зигфрид остается равнодушен к ее словам.
С наступлением сумерек, оставшись один, Принц мечтает о той, кого мог бы полюбить. Друзья приглашают Зигфрида на ночную охоту. Стая лебедей привлекает внимание Принца. Он преследует прекрасных птиц в глухой лесной чаще.
На берегу темного озера у развалин мрачного замка властвует Злой Гений Ротбарт. Медленно плывут по озеру прекрасные девушки-лебеди, выйдя на берег, кружатся в плавном хороводе. Зигфрида привлекает одна из них – Одетта. Ее рассказ о колдовстве Ротбарта, превратившего девушек в лебедей, трогает сердце Принца. Злое заклятье может быть снято только беззаветной любовью. Принц влюблен и клянется Одетте в вечной любви. С рассветом девушки вновь превращаются в лебедей и уплывают.
Бал в замке Владетельной принцессы. Здесь Зигфрид должен выбрать невесту из числа приглашенных красавиц. Но Принц медлит явиться на бал. Гости смущены, и Шут начинает веселые пляски. Наконец появляется Зигфрид. Он помнит о своей клятве и холодно отворачивается от невест.
На балу появляется Злой Гений Ротбарт с дочерью Одиллией, поразительно похожей на Одетту. Принц принимает Одиллию за свою возлюбленную и объявляет ее невестой. Клятва нарушена. Торжествующий колдун, указывая на появившуюся вдали Одетту, исчезает вместе с дочерью.
Мрачной тревожной ночью потрясенная Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида – надежда девушек на освобождение утрачена. Вбегает Зигфрид. Он не нарушал клятвы – в Одиллии он видел свою Одетту.
Ротбарт в ярости взывает к силам природы. Начинается буря, сверкают молнии, громадные волны захлестывают влюбленных, скрывая их в пучине.
Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Злой Гений побежден. Его чары рушатся.
Источник
Лебединое озеро
Авторы и постановщики
Музыка Петра Чайковского
Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895)
в редакции Константина Сергеева (1950)
Либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Декорации Игоря Иванова
Костюмы Галины Соловьевой
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский
Краткое содержание
Действие I
Картина первая
Принц Зигфрид в кругу друзей празднует свое совершеннолетие. Гости поднимают кубки в честь Зигфрида, танцуют, веселятся. Шут развлекает присутствующих.
Слуги сообщают о появлении владетельной принцессы – матери Зигфрида. Она дарит сыну арбалет. Поздравив Зигфрида, принцесса напоминает, что детство прошло и он обязан подумать о женитьбе. Завтра на балу принц должен выбрать себе невесту.
Темнеет. Гости расходятся. Зигфрид остается один. Его томят неясные предчувствия… Увидев летящих к озеру белых лебедей, принц устремляется вслед за ними.
Картина вторая
Озеро в лесной чаще. Лебеди, выходя на берег, превращаются в девушек, и Зигфрид опускает арбалет, пораженный удивительной красотой королевы лебедей. Одетта рассказывает ему, что девушки-лебеди находятся во власти злого волшебника Ротбарта и только сила беззаветной любви способна разрушить колдовские чары.
Зигфрид клянется ей в вечной любви. Одетта предостерегает юношу: если он не сдержит клятву, то никто уже не сможет им помочь. Близится рассвет. По озеру вновь плывут лебеди. Одетта прощается с Зигфридом.
Действие II
Картина третья
Бал в замке. Одна за другой предстают перед принцем красавицы, но ни одна не привлекает его внимание. Сердце Зигфрида отдано Одетте.
Звуки фанфар возвещают о прибытии новых гостей. В обличье знатного рыцаря появляется волшебник Ротбарт, с ним – его дочь Одиллия. Зигфрид растерян: эта красавица необычайно похожа на Одетту! Одиллия не дает принцу опомниться, она манит, чарует, обольщает… и принц настолько увлечен, что клянется ей в любви.
Отныне она его невеста!
Ротбарт торжествует: Зигфрид нарушил клятву, данную Одетте, и значит – нет любви, нет преданности, ничто не в силах противостоять его власти.
Перед Зигфридом возникает видение Одетты и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша устремляется к озеру, к Одетте.
Действие III
Картина четвертая
Ночь. Берег озера. Одетта рассказывает подругам о коварстве Ротбарта и об измене Зигфрида. Появляется принц, он молит простить его. Влюбленных пытаются разлучить черные лебеди, посланные Ротбартом, но Зигфрид побеждает волшебника.
Власти зла приходит конец, и лучи восходящего солнца несут жизнь, любовь, счастье…
О спектакле
«Лебединое озеро» – балет, без которого невозможно представить себе современный академический театр, да и современный психологический. Академизм «Лебединого озера» – в четких структурных построениях, в строгой классической школе, в традиционном разделении на классический и характерный танцы. Психологизм – в загадочной теме двойничества, в культивируемой теме фатума и рока.
Тем не менее, появившееся в 1877 году «Лебединое озеро» получило отнюдь не мгновенное признание. Спектакль, сочиненный в Большом театре Вацлавом Рейзингером, был одним из многих – весьма традиционным и далеко не новаторским. Не находили в нем ни знаменитой русской души, ни вечного символа отечественной одухотворенности в образе лебедя. Да и музыка Чайковского, грустно-щемящая, празднично-ликующая или угрожающе-фатальная, не сразу была признана шедевром. Поначалу творение Петра Ильича аттестовали весьма сдержанно: находили, что балет «беден мелодиями», а музыка – его «самое слабое место». Да и духовность в первой постановке найти было нелегко: многое заслонял лебединый кордебалет, исправно махавший на премьере картонными крыльями, – сейчас такое можно представить разве что в пародии на спектакль! И только имя Полины Карпаковой, вошедшей в историю первой исполнительницей Одетты, говорит нам о том, что история балета началась вовсе не в Санкт-Петербурге. Но именно в городе на Неве белый лебедь «свил себе гнездо». После концерта памяти композитора, состоявшегося в 1894 году в Мариинском театре, на котором Лев Иванов показал лебединую картину, нежную, трогательную и печальную, властитель петербургского балета Мариус Петипа окончательно принял решение поставить спектакль Чайковского на императорской сцене. Премьера состоялась годом позже, в 1895-м. Очень тактичную музыкальную редактуру произвел дирижер и композитор Риккардо Дриго – именно его варианту партитуры «Лебединого озера» следует большинство хореографов. Француз Петипа и русский Иванов (хореографы), итальянец Дриго (дирижер и автор музыкальной редакции) и Пьерина Леньяни в партии Одетты-Одиллии – вот творцы знаменитого мифа «Лебединого озера».
За более чем столетнее существование «Лебединого озера» в Мариинском театре постановку капитально редактировали лишь трижды, что, согласитесь, для балета с более чем вековой историей крайне мало. Наиболее радикальной была, как ни странно, женщина – Агриппина Яковлевна Ваганова, прославленный педагог и отличная солистка (в «Лебедином озере», кстати, лавров не снискавшая). Она постаралась прояснить мистицизм либретто и музыки, представив историю о девушке-лебеде как болезненные галлюцинации начитанного юноши, беспощадно умертвив в финале главных героев без права воскрешения (в спектакле 1896 года Одетта и Зигфрид, погибнув, соединялись в загробном мире). Однако от Вагановой в сегодняшнем спектакле и «лебединый» поворот рук, и танцевальная встреча Одетты и Зигфрида: Агриппина Яковлевна, не удовлетворенная суетливой пантомимой этого эпизода, сочинила очень образную хореографию.
Десять лет спустя другой классик советского балета Федор Лопухов не дал погибнуть главным героям, более того, вернул Одетте человеческий облик – в финале она становилась девушкой. Но и этот спектакль, запомнившийся еще и отличной вариацией Ротбарта, в репертуаре театра продержался лишь пятилетку, и его сменила версия Константина Сергеева, одного из лучших Зигфридов всех времен и народов, в которой верный академическим традициям танцовщик и хореограф соединил все лучшее, созданное для «Лебединого озера» за полвека. И эта постановка сегодня считается классическим образцом. Именно в ней и зафиксировала тогдашняя кинохроника лирический танец Галины Улановой, виртуозный блеск Натальи Дудинской, академическую безупречность Габриэлы Комлевой, мятежную страстность Галины Мезенцевой. Ольга Федорченко
Премьера балета Петра Чайковского в хореографии Юлиуса Рейзингера – 20 февраля 1877 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова – 15 января 1895 года, Мариинский театр
Премьера редакции Константина Сергеева – 8 марта 1950 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 3 часа 10 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Источник
Лебединое озеро
балет в 4-х действиях
музыка Петра Ильича Чайковского
Постановщики
Сценарный план на основе либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского, Асафа Мессерера в редакции Михаила Мессерера
Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Юровский
Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер
Художник-постановщик: Симон Вирсаладзе
Художник-постановщик воссоздания: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Адаптация светового оформления: Александр Кибиткин
Дирижер: Алексей Богорад
Производство видеоконтента: Студия «Шоу Консалтинг»
Главный видеохудожник Студии «Шоу Консалтинг»: Сергей Николаев
Ассистент балетмейстера-постановщика: Евгений Попов
Консультант по постановке характерных танцев: Алла Богуславская
Художник воссоздания (макет): Борис Каминский
Балетмейстеры-репетиторы Анастасия Лифенцева, Галина Седова, Виктория Ряженова, Нина Фуралева, Максим Гришенков, Владимир Григорьев, Евгений Гращенко.
Михаил Мессерер – признанный во всём мире мастер реконструкции балетной классики ХХ века – возродил на сцене НОВАТа знаменитый спектакль Большого театра 1956 года, ставший визитной карточкой советского хореографического искусства. Его работа, осуществленная ранее в Петербурге, была отмечена восторженными рецензиями российской критики и удостоилась высших оценок в западной прессе. Михаил Мессерер: «Я подошел к реставрации бережно, ибо преклоняюсь перед постановкой 1956 года Большого театра, однако признаю, что мое участие в восстановлении придало нашему спектаклю более близкое для современного зрителя звучание».
Действие первое
Сад перед замком владетельной принцессы. На лужайке веселится молодёжь. Забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров. Владетельная принцесса сообщает своему сыну принцу Зигфриду, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашённых на праздник. Слова её не находят отклика в душе Зигфрида: он не знает девушки, которая была бы близка его сердцу, ему жаль расставаться с привольной жизнью. Наступают сумерки. Молодёжь расходится. Зигфрид грустит: в мечтах ему представляется образ девушки, которую он мог бы полюбить. Но где же ее найти? Разговоры друзей не занимают Зигфрида. Лишь стая лебедей привлекает его внимание. Зигфрид направляется вслед за ними.
Действие второе
Лунная ночь. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу тёмного озера. Выйдя на берег и превратившись в юных дев, лебеди кружатся в хороводе. Внимание Зигфрида привлекает прекрасный белый лебедь – это королева лебедей Одетта. Над ней и её подругами тяготеют чары: Злой гений превратил их в лебедей, и лишь ночью могут они принимать человеческий облик. Страшные чары колдовства будут продолжаться до тех пор, пока беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, не спасет Одетту. С каждым мгновением Зигфрид, пораженный красотой королевы лебедей, все больше влюбляется в нее. Принц клянется ей в верности и вечной любви. Разговор Одетты и Зигфрида подслушал Злой гений. Занимается заря. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Одетта прощается с возлюбленным. Зигфрид уверен в силе своего чувства — он освободит Одетту от власти чародея.
Действие третье
Торжественный бал в замке владетельной принцессы. Сегодня Зигфрид должен выбрать себе невесту. На праздник собираются приглашённые, но нет самого Зигфрида. Шут начинает весёлые пляски, гости танцуют. Наконец появляется Зигфрид. Прекрасные невесты не трогают сердца Зигфрида – все его мысли устремлены к околдованной девушке. Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он привёл на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на Одетту. Злой гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви. Принц, не узнав Злого гения, принимает Одиллию за свою Одетту. Он объявляет матери о своём решении жениться на ней. Злой гений торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и её подруги погибнут. Со злобным смехом, указав на появившуюся вдали Одетту, колдун исчезает вместе с Одиллией. Зигфрид понимает, что обманут. В отчаянии спешит он к Лебединому озеру.
Действие четвёртое
Берег Лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь. Потрясённая горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Девушки-лебеди тоскуют: их надежда на освобождение потеряна. Вбегает Зигфрид. Он не нарушил свою клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту, к ней было обращено его любовное признание. Злой гений в ярости вызывает против влюблённых силы природы. Сверкают молнии, начинается буря. Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем — и погибает. Его чары рушатся. Одетта и Зигфрид радостно встречают первые лучи восходящего солнца.
Источник