Волновой прогноз ладожское озеро



Волновой прогноз ладожское озеро

Ветровой режим а районе озера формируется под влиянием атмосферных процессов Северо-Запада европейской территории страны. В весенне-летний период в связи с перемещением центров циклонов в более южные районы существенно возрастает повторяемость западных и северо-западных ветров.

Среднемесячная скорость ветра преобладающего направления 6-9 м/с. Максимальные скорости составляли на о. Валаам 34 м/с, на о. Сухо – 28 м/с. Число дней со скоростью более 15 м/с в течение года доходит до 60. Часто отмечаются западные, северо-западные и северные ветры, реже – восточные.

По величине средней годовой скорости ветра можно выделить, по крайней мере, три района. Северная часть (Приозерск, Сортавала, Видлица) отличается меньшими скоростями, по сравнению с остальной частью озера. Это, по-видимому, связано с географическими особенностями северного побережья озера. Центральный район (Валаам, Кареджи, Сухо) и южный (Петрокрепость, Волховская и Свирская губы) имеют собственный характер ветров. Средняя годовая скорость в прибрежной части озера составляет 3,3 м/с, в центральной – 6,1 м/с, на юге – 4,2 м/с. Уменьшение скорости ветра в северной части на 45% и в южной – на 30% по сравнению с центральным районом сохраняется в течение всего года за исключением июня, когда ветры над акваторией Ладоги имеют примерно одинаковую скорость.

Наименьшие значения скорости ветра наблюдаются в июле-августе. К концу года скорость ветра возрастает, достигая максимальных значений в ноябре, а затем уменьшается в течение зимы до апреля включительно. В мае наблюдается незначительное увеличение скорости, а затем вновь понижение до наступления летнего минимума.

Наибольшую повторяемость 53-70% имеют скорости менее 1 м/с. Таким образом, более половины наблюдаемых ветров над озером не могут вызвать значительного волнения. Большая повторяемость таких ветров приходится на летние месяцы. Ветры со скоростью более 10 м/с одного направления имеют продолжительность 2-3 дня, в отдельные периоды – 6-7 дней.

Если рассматривать однородность направления ветра по озеру на линии Валаам-Сухо, то можно заметить, что в то время, как на о.Сухо преобладающими ветрами являются юго-западные, на о. Валаам они колеблются по направленим в пределах 1-2 румбов, т. е, преобладают южные, юго-западные или юго-восточные ветры поочередно. Это дает возможность считать ветер в среднем за месяц однородным по озеру. В мае-июне, когда более всего сказывается влияние местных факторов, в отдельные сроки ветры в северной и южной частях озера могут быть противоположного направления или на юге озера наблюдается штиль, а на севере ветер, и наоборот.

Ветры при этом имеют скорости не более 5-6 м/с. Ветры, однородные по направлению, могут существенно отличаться по скорости в северной и южной частях озера. При этом скорость ветра будет больше там, где направление зональных ветров совпадает с направлением местных, и меньше, где они противоположны. В результате при северных ветрах большая скорость отмечается на о.Сухо, а при южных – на о.Валаам. Эта разница нередко может достигать больших значений около 8-10 м/с. Все эти особенности оказывают существенное влияние на волнение в различных частях Ладоги.

В глубоководной северной части озера размеры волн ограничиваются в основном величиной водного пространства и силой ветра. В южной части озера с глубинами менее 20 м волнение, не достигая полного развития, уменьшается на выступающих в озеро грядах с банками (мелями). При сильных ветрах волнение здесь принимает характер толчеи в результате интерференции и рефракции волн на переменных глубинах и высота волн определяется, главным образом, глубиной. При ветре переменной силы и направления на акватории озера создается сложное поле волн, в различных частях которого волнение неодинаково. Ввиду того, что над Ладогой преобладают юго-западные ветры, повторяемость волнения у восточных и западных берегов озера различна. Наблюдения в районе о.Валаам, г.Приозерска, м.Осиновец, о.Сухо отражают эту особенность режима волнения.

Статистика наблюдений позволяет сделать вывод, что если в районе о. Валаам за многолетний период было всего только 37,8% штилевых дней или дней с волнением меньше 25 см, то в районе Приозерска таких дней насчитывается в два раза больше – 74,7%, а в районе м. Осиновец – 64,1%. Кроме того, можно отметить другую особенность волнения в различных частях Ладожского озера. Если в районе Приозерска в период с мая по декабрь за многолетний период число штилевых дней падает примерно на 26% от 91% в июне до 64% в декабре, то в районе о. Валаам числе штилевых дней уменьшается от 71,9 в июне до 2,2% в декабре (на 68,7%), что почти в три раза больше, чем в районе Приозерска. Из этого следует, что центральная и восточная части озера в большей степени подвержены волнообразованию, чем районы вдоль западных берегов, более благоприятные для судоходства. Самые высокие волны наблюдаются в районе о. Валаам (3м 85см), но обеспеченность их очень незначительна; 50% всех волн здесь имеют высоту не более 0,4 м, в то время как у о. Сухо – более 0,9 м.

Читайте также:  Администрация озера куреевского сельского поселения

В различных частях озера обеспеченность волн неодинакова и имеет тенденцию к увеличению с запада на восток. (Обеспеченность – вероятность появления волны определенного размера в процентах за весь период наблюдений.)

Другой характерной особенностью режима волнения является заметное изменение обеспеченности высот волн от месяца к месяцу в течение навигационного периода. Высота волн 10-процентной обеспеченности в районе Приозерска увеличивается к осени: от 30 см в июне до 100 см в ноябре, у о.Валаам от 70 см в июне до 190 см в декабре, в районе м.Осиновец от 60 см в июле до 100 см в ноябре, т. е. мы видим ярко выраженное увеличение высот волн от весны к осени. Наибольшие волны во всех районах наблюдаются осенью, наименьшие – весной, в начале лета. Так, в сентябре у о.Валаам при ветре 18 м/с зарегистрирована волна высотой 3 м 85 см, но обеспеченность ее всего 0,3%, в то время как в мае максимальная высота волны была всего около 0,5 м, в июне – 187 см. В районе Приозерска максимальная высота волны достигала в августе и ноябре 210 см, а в мае-июне – 120 см, а районе м.Осиновец в июле – 110 см, в октябре – 210 см.

Самыми спокойными на озере являются летние месяцы, для которых характерна наибольшая продолжительность штилевых дней (70-90% всего многолетнего периода). К осени число штормовых дней значительно увеличивается и достигает максимума в ноябре-декабре. В районе о.Валаам число штилевых дней падает к осени до 2,2% от общего числа дней наблюдений за 6 навигационных периодов.

Повторяемость волн с большей высотой также растет от весны к осени. В районе о. Валаам повторяемость волн высотой более 150 см в июне-июле – всего около 2% от общего числа дней наблюдений, в декабре – уже 28,9%. То же самое наблюдается и в других районах. Максимальные по высоте волны были зарегистрированы также осенью.

Источник

«БЫВАЕТ ЛАДОГА СТРАШНА»

С давних пор хождение по Ладожскому озеру было связано с большим риском. Тысячи судов погибли в его волнах. Подводные археологи говорят, что сегодня дно Ладожского озера похоже на кладбище кораблей…

«ОЗЕРО ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ» Когда Петр Великий в 1718 году объявил указ о строительстве канала вдоль южного берега Ладоги, то отмечал: «Какой великий убыток по вся годы чинится на Ладожском озере, что одним сим летом с тысячу судов пропало, а с начала строения сего места более 10 тысяч».
«Озеро бурно и наполнено каменьями», – писал о Ладоге военный гидрограф А.П. Андреев. Издавна известно, что Ладожское озеро «ветрами очень бурно». Недаром монахи Валаамского монастыря в одном из путеводителей по острову приводили слова некоего Валаамского инока:
Когда же осенью здесь буря
Пробудит озеро от сна,
Тогда, чело свое нахмуря,
Бывает Ладога страшна.
Ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, член Петербургской Академии наук и Российской академии Н.Я. Озерецковский в своем «Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому», изданном в Петербурге в 1792 году, отмечал: «Ладожское озеро отвсюду окружено жителями, которые ходят по оному на судах разного рода и привозят в С.-Петербург произведения своих промыслов; сверх того многие из них самые свои промыслы, как то рыбную ловлю и добыванье тюленей, в сем озере производят, отлучаясь от берегов во все стороны. Судоходцы и промышленники оные весьма часто, особливо весною и осенью, когда бури наипаче свирепствуют, великую имеют нужду в покойных пристанищах для спасения своего от погибели, но озеро не везде оные им представляет…

Читайте также:  Байкал озеро это зарождающийся океан

«ОЗЕРО ЗАБУРЛИЛО, СЛОВНО ВОДА В КОТЛЕ» Конечно, не все так страшно. И на Ладогу можно «найти управу». С древних времен озеро бороздили на своих ладьях новгородские ушкуйники, древняя корела, викинги… В 1830 году на Ладоге появился первый пароход, а в 1842 году по нему пролегла первая регулярная пароходная линия – тогда было основано Общество ладожского пароходства. Пароходы стали совершать регулярные рейсы между Шлиссельбургом, Сердоболем, между островами Валаам и Коневец.
В 1858 году на Ладоге побывал знаменитый французский писатель Александр Дюма. Произошедшее с ним на озере, когда корабль шел от острова Коневец к северу, потрясло и напугало его: «Все заволоклось таким туманом, что друг друга было не разглядеть. В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле… Казалось, что гроза зародилась не в воздухе, а в глубинах бездонного озера… Туман все сгущался, раскаты гремели все оглушительнее, угасая в плотных сгустках пара, молнии отсвечивали каким-то мертвенным блеском; воды озера вздымались все выше и не из-за буйства волн, а от какого-то подспудного клокотания».
По переписи 1890 года паровой флот Ладоги состоял из 127 судов: десять из них были пассажирскими, остальные – товарно-пассажирскими или буксирными. Однако, по сообщению журнала «Русское судоходство», только за осенний период 1910 года убытки от потери судов на озере составили 200 тысяч рублей…
Ладога настолько загадочна, что здесь есть даже легенды о местном «летучем голландце». Одна из них повествует о шведском капитане Юхане Сигварде, поселившемся в 1937 году в Кякисалми (ныне Приозерск), за два года до «зимней войны». Сигвард был огромного роста, силен и нелюдим. Вскоре он приобрел морской мотобот «Господня благодать» и, закрасив его прежнее название, вывел на борту черной краской зловещие цифры дьявола – «666». Местные жители окрестили мотобот «Три шестерки». Практически каждую ночь мотобот уходил в открытую Ладогу. А потом он вместе с командой бесследно канул в пучине озера. С тех пор и появляется он из ниоткуда во время бурь и ураганов на Ладоге…
Странные явления бывают на Ладоге. В ночь с 5 на 6 июля 1929 года над озером разыгрался шторм такой силы, даже старожилы не могли припомнить что-нибудь подобное. За несколько часов уровень воды у деревни Сторожно, близ устья реки Свири, поднялся на полтора метра. Огромные волны накатывались на берег, ломая деревья и сдвигая прибрежные камни «во много пудов весом». А бывает падение уровня воды в Ладоге. В древней рукописи «Явление во граде Орешке», относящейся к 1594 году, описывается случай: во время бури ветер согнал воду с отмели у истока Невы, и реку можно было перейти вброд.
Чаще всего Ладога уносила корабли в свою пучину. Отдает – очень редко. Но именно так случилось пять лет назад, когда во время сильного шторма на берег Ладоги в Карелии выбросило со дна озера деревянный остов необычного старинного судна… Внешне оно было похоже на корабль петровской эпохи.

ВОЙНА НА ЛАДОГЕ С 2002 года участники проекта «Тайны затонувших кораблей» составляют регистр затонувших судов и самолетов в Ладожском озере и Финском заливе. Благодаря холодной пресной воде на дне озера сохранилось немало затонувших объектов самых разных времен. Научный руководитель проекта Андрей Лукошков еще с конца 1980-х собирал сведения о затонувших в Финском заливе, Ладожском, Онежском озерах кораблях.
Среди кораблей, покоящихся на дне Ладоги, – шхуны, теплоходы, парусники самых разных веков. Отдельная страница – Великая Отечественная война, когда через Ладогу прошла Дорога жизни (и водная, и ледовая), а над озером постоянно шли воздушные бои. Вот почему на дне озера по сей день покоятся разбитые баржи, артиллерийские орудия, затонувшие грузовики, остатки бронетехники, большое количество боеприпасов, а также самолеты – и наши, и немецкие. Только за первую блокадную навигацию на Ладоге погибло 51 судно, причем только 20 из них – от вражеских бомбежек и обстрелов, а остальные потопили шторма Ладожского озера…
Гибели «Титаника» по своим масштабам не уступает трагедия на Ладоге, случившаяся в ночь на 17 сентября 1941 года. Тогда, во время эвакуации из блокадного Ленинграда, баржа № 725 дала течь и затонула в Ладожском озере, унеся жизни более тысячи человек. Спасти удалось только 240 человек.
Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Гидрографического управления погибшими числятся 685 человек. Кроме них жертвами трагедии стали дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаемные работники Артиллерийского и Технического управления ВМФ и другие лица, сумевшие погрузиться на баржу. Погиб также взвод курсантов Ленинградского Военно-инженерного училища им. А.А. Жданова… Два года назад, осенью 2012 года, на дне Ладоги водолазы нашли остатки баржи № 725.
В своей книге «Для тебя, Ленинград!», увидевшей свет в 1978 году, вице-адмирал В.С. Чероков, в годы войны командовавший Ладожской военной флотилией, тоже говорил о коварном нраве Ладоги: «Плавать по Ладоге даже в мирное время было нелегко. До войны движение судов в основном осуществлялось по Новоладожскому каналу. Сейчас (в начале блокады. – Авт.) была наспех проложена новая трасса через озеро. Она не была обеспечена средствами навигационного оборудования. Наши гидрографы и приладожские путейцы ввели в строй маяки Осиновецкий, Бугры, Кареджинский, Стороженский, Свирский и на острове Сухо, установили в Новой Ладоге, Осиновце и Черной Сатаме створные огни, развернули манипуляторные пункты, оградили вехами фарватеры. Делалось это, конечно, не сразу. Основное гидрографическое обеспечение на озере и на подходах к портам было завершено лишь весной 1942 года».

Читайте также:  Маршрут через ладожское озеро

ПОДЗЕМНЫЙ ГУЛ Если тот факт, что Ладога уносит корабли в пучину, еще можно было объяснить реальными причинами, то подземный гул на озере в прежние времена иначе как мистикой объяснить не могли.
Сто лет назад, в 1914 году, в Главную физическую обсерваторию в Петербурге пришло письмо за подписью делопроизводителя Валаамского монастыря иеромонаха Поликарпа. Он сообщал, что «за истекшие пять лет у нас наблюдается следующее явление: в юго-западной и западной сторонах Ладожского озера слышатся иногда подземные звуки, имеющие сходство с отдаленными пушечными выстрелами. Этот подземный гул бывает разной степени: иное время он бывает слышен вдали, в озере, как бы исходя из водной пучины, в редких случаях гул этот слышится явственно, раздаваясь под землею и по большей части в западной части Валаама… Как отражается этот подземный шум на водной поверхности Ладожского озера и вызывает ли на поверхности воды волнение, этого не приходилось наблюдать по той причине, что Ладожское озеро редко бывает в спокойном состоянии. »
Письмо было передано в Сейсмическую комиссию, организованную при обсерватории князем Б.Б. Голицыным. Ученые высказали предположение, что причиной подземных звуков могли быть или резкие изменения атмосферного давления, или слабые землетрясения. Центральное бюро Сейсмической комиссии на своем заседании 15 апреля 1915 года решило «признать желательным производство наблюдений на острове Валаам при помощи барографа и горизонтального маятника Цельнера для механической регистрации, а также особого вертикального сейсмографа с коротким периодом и параллельно вести точную статистику подземных звуков».
Приборы начали функционировать в августе 1916 года, но проработали лишь несколько месяцев. К июню 1917 года «лабораторию» переоборудовали, но о продолжении сейсмической регистрации сведений не сохранилось. Сегодня специалисты считают, что источниками подземных гулов бывают слабые землетрясения, очаговые зоны которых расположены в непосредственной близости.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24