- Васюткино озеро — сочинение по рассказу для 5 класса
- 2 вариант
- Сочинение по рассказу Астафьева В.П. «Васюткино озеро»
- Васюткино озеро
- Популярные сочинения
- Рецензии на книгу «Васюткино озеро» Виктор Астафьев
- Детский час
- для детей и родителей
- Отзыв о рассказе В.Астафьева «Васюткино озеро»
- Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Васюткино озеро»?
Васюткино озеро — сочинение по рассказу для 5 класса
Совсем недавно я прочитала рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Главный герой этого произведения произвел на меня неизгладимое впечатление. Тринадцатилетний мальчик в экстремальной для себя ситуации смог не растеряться и справиться со всеми трудностями.
Васютка живет со своим отцом и остальными рыбаками, мужчины ловят рыбу, а мальчик ходит за кедровыми орешками. Каждый раз Васютке приходится все дальше уходить в тайгу, ведь шишек на деревьях остается все меньше. Обычно мальчик возвращался домой по зарубкам, которые делает на деревьях, но однажды подросток увидел глухаря, побежал за ним и заблудился.
Сначала Васютка очень растерялся и испугался, но затем он взял себя в руки и вспомнил все, что знал. Он выпотрошил и зажарил глухаря, которого подстрелил, поел и лег спать. Утром мальчик залез на дерево, чтобы понять, куда нужно держать путь. К вечеру Васютка набрел на болотистую местность и догадался, что поблизости должен находиться водоем. Мальчик был уверен, что вот-вот выйдет к Енисею, но он ошибся. Перед ним открылось чистое озеро, в котором было много рыбы. Там он подстрелил и зажарил уток, а утром услышал звук катера. Тогда Васютка понял, что вот он, шанс на спасение. Он, не долго думая, кинул все свои дрова в костер и начал стрелять из ружья, чтобы его заметили. Капитаном бота оказался знакомый дядька Коляда, он забрал подростка и доставил его домой. Васютка рассказал рыбакам об озере, в котором водится много рыбы, и показал, где оно находится. Люди назвали водоем в честь мальчика.
Главный герой этого рассказа действительно заслуживает уважения. Удивительно, что Васютка, несмотря на свой юный возраст, так ловко справлялся со всеми трудностями. Я уверена, что даже многие взрослые люди могли бы растеряться в такой ситуации. Мальчик не только смог выжить в тайге и вернуться домой, применив имеющиеся знания, но и отыскал богатое рыбой озеро, которое стало настоящим спасением для рыбаков, у которых уже давно не было хорошего улова.
Я считаю, что рассказ Виктора Астафьева, «Васюткино озеро» учит нас понимать то, что из каждой, даже самой сложной ситуации всегда есть выход. Самое главное никогда не терять веру в себя, не поддаваться панике и умело применять свои знания, как это и сделал главный герой произведения, тринадцатилетний мальчик Васютка. Данное произведение должен прочитать каждый, кто считает, что не способен справиться с трудностями.
2 вариант
Интерес В. Астафьева к теме детства отразился во многих произведениях. Его герои, как правило, сталкиваются с трудной ситуацией нравственного выбора (повесть «Кража», рассказ «Конь с розовой гривой»).
13-летний герой из рассказа «Васюткино озеро» (1952 г.) оказался перед выбором, от которого зависит его жизнь: что ему делать, оставшись лицом к лицу с тайгой, в которой он заблудился. Конечно, он слышал истории о том, как человек не возвращался, поглощённый дикой таёжной природой.
Мальчик с самого начала повествования вызывает симпатии читателя тем, что не бездельничает на каникулах, а находит своё место в рыбацкой артели, где его отец и дед ожидают осенний ход рыбы. Рыбаки живут в домике-сторожке, поставленном когда-то учёными. Они чинят сети, выходят на лов; мать героя занимается стряпнёй.
А подростку очень хочется порадовать взрослых. Он уходит в тайгу за кедровыми шишками, грибами, ягодами. Кедровые орешки – любимое угощение для рыбаков, коротающих в сторожке длинные вечера. Мальчику привезли учебники, он листает их, ведь близится сентябрь, скоро в школу.
В тот день, когда Васютка заблудился, он, подчинившись матери, взял краюху хлеба, ружьё, спички, мешок для шишек и отправился в тайгу, в которой уже чувствовалось приближение осени. Умение «читать» тайгу, находить дорогу по зарубкам дают мальчику чувство уверенности. Он не боится промышлять в лесу в одиночестве. Но погоня за злосчастным глухарём, подбитым из ружья, завела героя в незнакомые места.
Писатель сопереживает подростку, которого охватил страх. Однако паники не случилось. В Васютке пробуждается отважный борец, который и не думает сдаваться. Его действия выверены опытом таёжных походов. Он умеет развести большой костёр, найдя сухую валежину; толково запечь глухаря; находчиво выискать соль в уголках мешка.
Путь из тайги к спасительному могучему Енисею затянулся на пять дней. Много выпало пережить подростку холодными ночами в окружении враждебных звуков тайги, под струями зарядившего дождя. Но умение найти укрытие под пихтой, подстрелить утку, зажарить её и постоянно из десятка направлений выбирать правильное – это те жизненно важные навыки, которые помогли выстоять и уцелеть. Не зря первый вариант названия рассказа — «Жив!».
Произведение убеждает, что судьба любит отважных и вознаграждает их за мужество. Такой наградой для Васютки стало озеро, в котором было столько белой рыбы, что она буквально стояла у самого берега. Выйдя на берег Енисея, герой добился, чтобы его услышали: развёл костёр, стал стрелять, кричать. Его сигналы бедствия были приняты на катере, управляемом « дядькой Колядой». Взрослые могли гордиться младшим членом семейства, который постиг таёжную науку, да к тому же сделал настоящее открытие промыслового озера. На карте района оно по праву получило название Васюткино.
Сочинение по рассказу Астафьева В.П. «Васюткино озеро»
Произведение представляет собой автобиографию писателя, повествующую о некоторых моментах детства автора.
Главным героем рассказа является Васютка, представленный в образе тринадцатилетнего мальчика, отличающегося смелостью, решительностью, бойким характером.
Сюжетная линия произведения повествует о летних каникулах героя, которые он проводит совместно с рыболовами, помогая им в рыбном промысле, снабжая рабочих лесными припасами и дичью, поскольку хорошо ориентируется в лесном пространстве и не испытывает к лесным чащам страха, зная все правила пребывания в данных местах. Однако иногда в мальчике проявляются признаки подросткового упрямства, которые очень не нравится взрослым.
В один из дней Васютка решает в одиночку пойти в лес, прихватив при этом свое ружье, но отказавшись от хлеба и спичек. Мальчик прекрасно осознает не только все прелести тайги, но и ее опасность, поэтому строго следует советам взрослых и оставляет зарубки на своем пути. Однако Васютку отвлекает глухарь, которого мальчик решает обязательно добыть, поскольку дичь в виде благородной, умной, осторожной и вкусной птицы является его давней мечтой. Начиная погоню за раненым глухарем, подросток отходит далеко от оставленных зарубок и понимает, что заблудился.
Поначалу, мальчиком овладевает паника, но вскоре вспоминает слова деда и отца о том, что тайга отрицательно относится к слабым людям. Поэтому мальчик старается избавиться от страха и вспомнить все советы взрослых, связанных с выживанием в лесу. Васютка принимается к разведению костра, приготовлением ужина из подстреленной птицы, а затем укладывается спать. Наутро настроение мальчика становится лучше, он чувствует себя веселым и бодрым, отправляясь на поиски родного дома.
Подростку удается найти водоем, однако им оказывается не река Енисей, к которой мальчик надеялся выйти, а незнакомое озеро, в котором водится большое количество рыбы. Поскольку озеро является проточным, мальчику удается найти людей, которым он показывает свое открытие, очень удачное для рыбного промысла, впоследствии названное его именем.
Своеобразием произведения является мастерское изображение зарисовок дикой природы и окружающего таежного пейзажа.
Таким образом, рассказ повествует о мальчике, который выживает благодаря своей смелости, выдержке, рассудительности, живого ума, знаний.
Васюткино озеро
Популярные сочинения
Каждый человек рано или поздно задаётся вопросом кем стать. Выбор профессии – дело непростое, требующее верного понимания того, что твоя профессия должна стать делом для души
Онегин и Ленский – два ключевых персонажа знаменитого произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Уже в самом начале произведения становится понятно, что Герасим положительный персонаж повести. Это порождает чувство симпатии нему.
Источник
Рецензии на книгу «Васюткино озеро» Виктор Астафьев
История Васютки, мальчишки, который заблудился в лесу. Да не в простом, он заблудился в тайге. И страшно, и одиноко, автор отлично передал настроение. Но при этом мальчишка смог не только подстрелить птицу, но и разделать, и приготовить её. Да, было холодно, сыро и вообще осень. Но пацан сумел и сам костер разжечь, и птицу приготовить. А условия то дикие.
И как подарок судьбы за храбрость и силу воли — нашел Васютка озеро. Оно было полно рыбы, непуганных уток.
Хорошо написано. Вместе с героем и отчаяние чувствуешь, и надежду, и радость спасения, и гордость за открытие нового места улова. А момент встречи с родителями я читала со слезами на глазах, так прочувствовала все эмоции.
Сегодня пятница, а значит я снова впадаю в предвыходное детское состояние и снова читаю литературу из «Моих первых книжек» и «Книги за книгой». «Васюткино озеро» проходят в школе, где-то классе в пятом. И это одно из немногих удачных попаданий в школьной программе, хотя лукавить не буду, с рассказами они попадают в струю адекватности возрасту гораздо чаще, чем с более масштабными произведениями.
Рассказ незамысловатый, но сочный. Некий Васютка живёт с семьёй в тайге, где рабочие артели ловят рыбу и занимаются джеклондоновской суровой северной работой. Васютка мечтает уже пойти в школу, а пока гуляет по лесам, стреляет дичь и в один прекрасный день, увлёкшись охотой на глухаря, теряется. Дальше без спойлеров, я всё-таки надеюсь, что пятиклассников хватит прочесть один рассказ целиком.
После перечтения я долго думала, а могут ли современные дети несколько дней выжить в тайге? Ясен красен, что городские товарищи, рабы смартфонов, точно не смогут. Но они и в тайгу-то вряд ли полезут. А насколько сейчас изменилась ситуация в глухих деревушках? Я смутно представляю, но мне кажется, что полным-полно у нас селений, где слыхом не слыхивали про всякие бесовские интернеты, а глухарей по-прежнему стреляют на пропитание. К Васютке — невольное уважение плюс чистое удовольствие от его рассказов, за которыми, впрочем, больше слышится голос автора, нежели мальчика. Меня, как и многих школьников, порадовал рассказ про курящих первоклассников из тайги, которые никак не могут уразуметь, почему в школе нельзя курить, ведь в их поселениях с малолетства все приучены к трубкам, и это так же естественно, как дышать. Достаточно одной такой детали на рассказ, и он уже останется в памяти школьника. Не знаю, впрочем, насколько глубоко они смогут оценить красочные описания природы от Астафьева, ведь именно на период начала средней школы приходится такая ударная доза паустовских-бианки-пришвиных и прочих «природников», что глаз замыливается, и перестаёшь уже нормально воспринимать эти набившие оскомину описания красот (пусть и действительно блестящие).
Я вот точно знаю, что слоховала бы на месте Васютки даже сейчас. Хотя, конечно, нет. Я помню, что если ты заблудился где-то, то лучше оставаться на месте, иначе тебя фиг найдут — и Васютку нашли бы гораздо быстрее, если бы он не блуждал. В общем, в этом я бы не слоховала. Но в принципах выживания у меня остались намертво зазубренные постулаты с уроков ОБЖ и БЖД. Насколько они могут мне помочь? Насколько вообще полезны все эти опыты уютных походов недалеко от города в лес и школьно-университетских «Зарниц»? Мои знакомые в этом году почти три месяца провели, сплавляясь на самодельном плоту. В них я уверена, но это чуть ли не профи со стажем лесной жизни в десяток лет. К тому же у них тушенка, сгущенка, спички и все подготовлено заранее, а окажись они в лесу с одной-единственной краюшкой хлеба?
Сложно это всё для понимания. Но было бы классно, если бы рассказ «Васюткино озеро» повлиял на пятиклашек так же, как на меня в своё время, — направил бы на изучение приключенческой литературы. И того же ОБЖ. Пусть и не пригодится, но всё равно хорошо это знать для общего развития. Рассказ, конечно, писался совершенно не для этого, и акцент в нём на любознательности Васютки и его открытии, но ничего плохого в том, что он стал более многофункциональным, нет.
Источник
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о рассказе В.Астафьева «Васюткино озеро»
Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» — Вася Шадрин, сын рыбака. Его отец, Григорий Афанасьевич, вместе со своей бригадой ловил рыбу на Енисее. Порой рыбакам приходилось уплывать далеко дома, чтобы получить хороший улов. В одном из таких походов в низовья Енисея вместе с Григорием Афанасьевичем отправилась вся семья: жена, сын Васютка и отец, старый рыбак, дед Афанасий.
В одном из мест рыбаки решили пристать к берегу и организовать стоянку. В этом месте сохранилась старая избушка, в которой и поселилась вся бригада. Васютка без дела не сидел, он стал ходить в тайгу за кедровыми орехами, которые по вечерам любили щелкать рыбаки.
Однажды, в самом конце лета, Васютка, как обычно, отправился за орехами. С собой он взял ружье и краюшку хлеба. Раньше ему не попадалась серьезная дичь в тайге, но в этот раз мальчик, уже набравший мешок орехов, наткнулся на крупного глухаря. Васютке удалось ранить птицу, и он бросился за ней в погоню. Когда глухарь ослабел, Васютка выстрелил повторно и убил птицу.
Он порадовался успеху и уже предвкушал, как вернется домой с добытым глухарем, когда понял, что заблудился. Обычно он ориентировался в тайге по засечкам на деревьях, но в погоне за раненой птицей он далеко отклонился от привычных маршрутов и не смог найти знакомые засечки.
Долго плутал Васютка по тайге. У него были с собой спички, ружье и немного соли, поэтому голод и холод мальчику не грозили. Самым главным для него было выйти к Енисею.
В один из дней он наткнулся на маленькое озеро в тайге и с удивлением обнаружил, что в нем много крупной рыбы. Васютка стал думать, откуда в озере могла взяться промысловая рыба, и вспомнил, что такое бывает, когда озеро является проточным и из него вытекает речка. Если это так, речка могла привести его к Енисею.
Мальчик стал искать речку и обнаружил, что маленькое озеро соединяется с гораздо большим по размеру озером, в котором тоже было много рыбы. По косвенным признакам Васютка определил, что в озере есть течение. Вскоре он нашел и речку, вытекающую из озера.
Идя вдоль берега речки, Васютка сумел выйти к Енисею, где его подобрали рыбаки. От них он узнал, что стоянка бригады его отца находится в шестидесяти километрах выше по течению. Рыбаки доставили мальчика к родителям, которым он рассказал о своих скитаниях и о большом озере, богатом рыбой.
Через несколько дней отец Васютки вместе с бригадой добрался до этого озера и удостоверился, что в нем действительно выгодно вести промысел рыбы. А озеро рыбаки прозвали Васюткиным. Так оно с тех и обозначается на картах.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Астафьева «Васюткино озеро» заключается в том, что в критических ситуациях нельзя паниковать, необходимо спокойно и хладнокровно искать пути к спасению. Васютка, заблудившись в тайге, не растерялся. Он грелся у костра, охотился на птиц, питался кедровыми орехами и искал путь к Енисею. Обнаруженное мальчиком проточное озеро помогло мальчику выбраться из тайги и вернуться домой.
Рассказ учит быть внимательным и наблюдательным. Только наблюдательность Васютки позволила ему найти озеро в тайге, и эта находка спасла ему жизнь.
В рассказе мне понравился главный герой, мальчик Васютка, который не только выжил один в тайге, но и нашел озеро, богатое рыбой.
Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Васюткино озеро»?
Тайга, что море, кто ее не знает, тому горе.
На ловца и зверь бежит.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Удача — спутник смелого.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Источник