Выход на озеро запрещен

О праве доступа на пляж: что делать, если не пускают?

Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

Приехать в отпуск на морской курорт и увидеть, что большинство пляжей обнесено заборами, а проход на них закрыт. Попасть на них можно только по пропускам «для своих». Согласитесь, весьма неприятная ситуация! Тем не менее для многих российских курортных городов, увы, она стала действительностью.

Каждый санаторий или пансионат, имеющий собственный пляж, старается ограничить на него доступ. Причин тому может быть множество: от проявления заботы за безопасность отдыхающих, так и банальным нежеланием нести дополнительные расходы на поддержание пляжа в надлежащем состоянии.

Причем запрет обычно касается как туристов, так и местных жителей. Соответственно, даже обладатели роскошных апартаментов с видом на море, могут через некоторое время с удивлением узнать, что на море они могут только смотреть из окна или с балкона, а чтобы искупаться им нужно идти несколько километров до городского пляжа.

Но есть ли у подобных ограничений юридические обоснования? Анализ правоприменительной практики показывает, что введение подобных запретов во многих случаях является прямым нарушением действующего законодательства и может рассматриваться в качестве классического примера самоуправства. Грозный вид охранников пляжа порой оказывается уж слишком убедительным и тратить свое драгоценное отпускное время на препирательства с ними, и уж тем более, на написание жалобы многие отдыхающие попросту не хотят.

Тем не менее если на отдыхе вы столкнулись с подобной ситуацией, возможно, вам пригодятся ссылки на нормативные акты и рекомендации, изложенные в настоящей колонке.

Так, прежде всего, следует помнить про существование ст. 6 Водного кодекса, согласно которой, по общему правилу, любые поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к таким водным объектам и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Для общего пользования также отводится береговая полоса земли вдоль береговой линии (границ водного объекта) шириной 20 м (ч. 6, ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ). Для каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, размер находящейся в общем пользовании береговой полосы составляет 5 м.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Исключение из общего правила составляют лишь случаи установления режима обособленного водопользования, когда на основании ч. 2 ст. 38 Водного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты или их части были предоставлены для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Черное море признается водным объектом общего пользования (общедоступным водным объектом). Следовательно, и береговая полоса Черного моря предназначена для общего пользования (постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 г. № 21АП-1204/2016 по делу № А83-4336/2015).

Каких-либо особых правил или исключений в отношении береговой полосы территорий поселений Водный кодекс РФ также не содержит (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2012 г. по делу № А23-5258/2011). Круг лиц, имеющих право доступа к береговой полосе водного объекта, не ограничивается только жителями соответствующего населенного пункта (апелляционное определение Ярославского областного суда от 5 апреля 2012 г. по делу № 33-1694/2012).

Существующий порядок распространяется и на территории объектов исторического и культурного наследия (решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2016 г. №7-1334/2016 по делу №12-250/2016).

Таким образом, в данном случае, понятие «свободный доступ» подразумевает не только возможность прохода к берегу, но и возможность граждан использовать всю береговую линию безвозмездно и без ограничений (решение Краснодарского краевого суда от 1 декабря 2015 г. по делу № 12-4052/2015). В силу требований ст. 6 Водного кодекса РФ беспрепятственный доступ должен быть обеспечен ко всему водному объекту общего пользования и его береговой полосе. По этой причине, при рассмотрении споров не имеют принципиального значения аргументы сторон о возможности доступа лиц к водному объекту за пределами конкретного земельного участка (определение Приморского краевого суда от 19 декабря 2011 г. по делу № 33-12166, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 г. по делу № А70-8868/2011).

Обязанность владельца прибрежного земельного участка соблюдать санитарно-эпидемиологическое законодательство также не исключает обязанности обеспечить беспрепятственный доступ граждан к водному объекту для купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 г. по делу № А70-8868/2011). Само по себе наличие требований санитарно-эпидемиологических норм (в том числе СанПин 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации») о необходимости ограждения территории оздоровительных лагерей и санаториев заборами со стороны суши, не свидетельствует о том, что ограждение таких зон не может быть установлено так, чтобы не препятствовать доступу к водному объекту общего пользования других лиц. Руководство таких организаций не лишены возможности обеспечить безопасное пребывание отдыхающих, в том числе и детей иными способами, предусмотренными законом, без нарушения действующего законодательства.

Сама по себе обязанность по обеспечению безопасности людей в пределах участка водопользования не порождает право на установку ограждения, создающего препятствие для свободного прохода к водному объекту общего пользования и ограничения, создающего препятствие для свободного прохода к водному объекту общего пользования и ограничение прав граждан, предусмотренных ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2017 г. № 12АП-1544/2017 по делу № А57-26287/2016).

Установление ограничений или дополнительных условий для доступа граждан к водным объектам общего пользования является недопустимым (решение Севастопольского городского суда от 31 октября 2016 г. по делу № 21-328/2016). Согласно решению Севастопольского городского суда от 31 октября 2016 г. по делу № 21-328/2016 при наличии ограждений земельного участка, наличие калиток (дверей) в нем, не свидетельствует, безусловно, о свободном доступе граждан в зону береговой полосы в спорном месте.

Вместе с тем, даже на водных объектах общего пользования купаться можно только в строго отведенных и оборудованных надлежащим образом местах. Установление территории, на которой разрешено купаться и определение мест, где купание запрещено, ограничено или приостановлено определяется решением региональных органов власти и местного самоуправления (определение ВС РФ от 16 декабря 2015 г. по делу № 117-АПГ15-6).

Читайте также:  Сильный порывистый холодный ветер дующий на побережье морей или крупных озер с горных хребтов

На основании ч. 5 ст. 6 Водного кодекса РФ информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через СМИ и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Таким образом, конкретные запреты и ограничения в отношении использования водных объектов общего пользования (в том числе и запрет на купание) могут быть введены только органами власти или местного самоуправления, но никак не в «частном порядке». Причем при установлении подобного запрета, он будет распространяться на всех лиц, без исключения. Его выборочное применение к конкретным лицам недопустимо.

Основание потребовать, в том числе через органы прокуратуры и в судебном порядке, права доступа на береговую полосу есть у каждого и в том случае, если ограждение береговой полосы имеется за ее границей (далее 20 м от «воды») и тянется на значительное расстояние.

В связи с вышеизложенным собственникам и арендаторам прибрежных участков можно порекомендовать предусмотреть такую схему ограждения на своем земельном участке, которая не препятствовала бы доступу граждан (в том числе, инвалидов колясочников и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) к береговой полосе водного объекта. К примеру, ограждение может быть установлено за 2-3 м до края находящегося в их собственности прибрежного участка и не выходить на береговую полосу. При этом в образовавшемся проходе вполне могут быть установлены механические приспособления, ограничивающие свободный въезд на береговую полосу транспортных средств.

Если же такая схема заграждений конструктивно невозможна или заграждения уже установлены и их модернизация или снос требуют несоразмерных затрат и неудобств, то владельцу земельного участка следует организовать возможность беспрепятственного прохода к береговой полосе через огороженную часть находящегося в его владении участка. Причем исходя из отсутствия в тексте ст. 6 Водного кодекса РФ подобных ограничений, такой доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе должен быть обеспечен в любое время суток, в том числе и в ночное время, а также в период действия ограничений или запрета водопользования.

На основании ст. 8.12.1 КоАП, несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200 тыс. до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Описанное данной статьей правонарушение влечет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации прав граждан на свободный неограниченный доступ к береговой полосе и водным объектам общего пользования с установленным в отношении них режимом общего пользования и про этой причине совершение подобных деяний не может быть определено как малозначительное.

Привлечение к ответственности по данной статье допустимо вне зависимости от наличия или отсутствия данных о потерпевших, их количестве, размера причиненного им ущерба, а также наличия жалоб лиц, считающих, что их право свободного доступа к водному объекту общего пользования и его береговой полосе было нарушено.

В качестве субъекта административной ответственности, предусматриваемой комментируемой статьей, могут выступать юридические и физические лица, в том числе, ИП, а также должностные лица. При этом должностным лицом, которое может быть привлечено к ответственности по рассматриваемой статье может быть признано лицо, непосредственно допустившее установленное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. К примеру, это может быть не только руководитель организации, но и лицо, занимающее должность инженера по охране окружающей среды, который должным образом не предпринял достаточных мер по исполнению требований федерального природоохранного законодательства (решение Краснодарского краевого суда от 1 декабря 2015 г. по делу № 12-4052/2015). Возложение соответствующих должностных обязанностей на конкретного сотрудника организации само по себе не исключает возможности признания виновным в совершении административного правонарушения руководителя организации.

Источник

Закрыли доступ к берегу озера. Законно ли это?

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ береговые полосы (в том числе и пляжи) предназначаются для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов составляет 20 метров. Также указано, что каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов для различных правомерных целей. При этом не допускается нахождение и использование автомобилей на прибрежной полосе.

П. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ гласит, что земельные участки, занятые пляжами, не подлежат приватизации и, таким образом, могут находиться только в государственной и муниципальной собственности. Физические и юридические лица не могут быть собственниками пляжей.

Однако это положение не исключает возможности аренды пляжных участков гражданами и организациями. Но в этом случае обязательным условием является сохранение возможности пользования пляжем для всех желающих лиц. Арендатор не вправе чинить какие-либо препятствия для доступа граждан к береговой полосе, ограждать её, устанавливать заборы, какие-либо сооружения и т.д. Кроме того, арендатор не имеет права требовать оплаты прохода на пляж. Если при входе на пляж вас просят внести оплату, потребуйте чек. Далее, независимо от того, предоставили вам чек или нет, обращайтесь в перечисленные ниже инстанции.

При нарушении права на пользование пляжем можно обратиться с письменным обращением в Природоохранную прокуратуру Челябинской области. Кроме того, можно обратиться также с письменным обращением в Росприроднадзор и Роспотребнадзор по Челябинской области. Обращение может быть подано через сайт данных служб.

Необходимо собрать как можно больше информации о данном нарушении. В качестве такой информации могут выступать фото- и видеоматериалы.

За нарушение права граждан на посещение прибрежной полосы арендатор пляжа несет ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях РФ – он будет обязан выплатить штраф.

Важно помнить, что каждый человек имеет право на беспрепятственный отдых на пляже и возможно бороться с нарушениями своего права.

Александр Щербинин, адвокат, заместитель председателя Коллегии Адвокатов

Источник

Правила отдыха на природе в России, которые нельзя нарушать. Про них никто не знает, но штрафы получают регулярно

С каждым годом количество ограничений в нашей стране возрастает: даже привычные места получают новые юридические категории и соответствующие им ограничения использования.

Впрочем, многие из них существуют уже множество лет. Просто в эпоху межвременья некому было следить за их исполнением. Сейчас пришло время наверстывать, поэтому социальные сети и новостные ленты пестрят сообщениями о неожиданных для простых граждан штрафах. Иногда в довольно крупных размерах.

Достаточно лишний раз выйти в лес, пройтись по берегу реки или заглянуть в соседский двор.

1. Подъезд к воде

Где прописано: Статьи 8.42 КоАП, 65.15 Водного кодекса
Наказание: от 4,5 тысяч рублей для физических лиц, от 200 тысяч рублей — для юридических

Штраф за стоянку в водоохранной зоне — самый частый и самый неожиданный. Водный кодекс прямо запрещает «движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие, в границах водоохранных зон».

В отсутствии того и другого действуют водоохранные границы: для рек и ручьёв протяжённостью до 10 километров, озёр и водохранилищ — 50 метров от воды; рек и ручьёв длиной от 10 до 50 километров — 100 метров; при 50 километрах и более водоохранная зона распространяется на 200 метров; водоохранная граница моря составляет 500 метров.

Читайте также:  Скважина на подземном озере

Наказать за нарушение могут как водные, так и дорожные спецслужбы, а когда речка течет через лес — ещё и лесничие (зафиксировав и вызвав полицию).

2. Мытье машины в водоемах

Где прописано: Статья 65.15 Водного кодекса
Наказание: от 1500 до 4500 тысяч рублей

Мыть машину в реке в соответствии с тем же Водным кодексом тоже нельзя: при поимке подобного субъекта речные службы незамедлительно штрафуют перепутавшего водоем и мойку автовладельца.

Аналогично нельзя стирать или мыть другие крупногабаритные вещи: за это наказывают штрафом от 1500 до 2000 рублей.

Интересно, что слив грязной воды — тоже нарушение. Поэтому если машина была вымыта за пределами водоохранной зоны, а воду попытались слить в водоем — за это тоже штрафуют на 1,5-2 тысячи. Проще на автомойку сходить.

3. Прогулки по заповедникам и заказникам

Где прописано: ФЗ № 33, ч. 30 № 69
Наказание: от 3000 рублей

Существующие государственные нормы снова заставляют людей внимательно изучать местность проживания и отдыха. Далеко не в каждый лес можно войти: заповедники требуют для посещения письменный пропуск, а сама прогулка должна проходить в присутствии гида-сотрудника.

Иногда человек может не догадываться, что попал в особоохраняемую зону, поскольку в них не обязательны знаки и заборы. И это никак не отразится на довольно суровом наказании: Федеральный закон № 33 не допускает поблажек нарушителям. Причем сам факт посещения карается отдельно, а все дополнительные действия суммируются.

Ходить в заповедниках можно только по экологическим тропам, без животных, горючих материалов и снаряжения, хоть как-то приспособленного для рыбалки, охоты или сбора грибов-ягод.

Штраф могут выписать даже за сломанную ветку, не говоря о других нарушениях. Ходить в туалет и оставлять какой-либо мусор после себя тоже строго запрещено: для отдыха, разведения огня и личных нужд на тропах созданы стоянки.

Впрочем, для них тоже имеется множество ограничений: например, можно использовать только валежник, костры разводить только на месте старых, и снова — никакого мусора после себя, урн там нет.

В национальных парках чуть проще: посещать их можно без разрешений. Но точно так же, как в заповеднике, мусор после себя придется убрать, а костер разводить по правилам.

К слову, прогулка в ближайшем лесу тоже может обернуться денежными потерями: во время установления особого противопожарного режима, установленного согласно части 30 Федерального закона № 69 “О пожарной безопасности” посещать леса можно только по работе. Частным лицам придется ограничить себя парковыми зонами.

4. Сжигание мусора в лесах

Где прописано: Статья 20.4 КоАП
Наказание: 3000 рублей

Не считая собственно разведения костров, карается и сожжение любого (!) мусора, в том числе природного происхождения, в лесных и парковых массивах, заказниках, заповедниках. Даже если это сделать на специально отведённом для костров месте.

За сжигание мусора придётся ответить по статье 20.4 КоАП: такое нарушение обойдётся в 3 тысячи рублей штрафа.

Кроме того, сам факт розжига открытого огня могут квалифицировать отдельным нарушением, с основными положениями которого мы ознакомимся чуть позже.

5. Выброс мусора

Где прописано: Статья 8.1 КоАП
Наказание: Штраф 2000 рублей

Хотя население России привыкло оставлять мусор на месте отдыха или перевозить его на обочину дороги, делать этого категорически нельзя, поскольку законодательство требует непременную утилизацию мусора на свалку или до ближайшего мусорного контейнера.

В противном случае, даже если просто оставить его в ближайших кустах, можно «попасть» на штраф в 2000 рублей. Особенно актуальна тема для жителей Москвы и Подмосковья: здесь уже не первый год планируют отслеживать «грязнуль» с помощью камер фотофиксации.

Обычные выброшенные в окно фантики или окурки не осуждаются федеральным законодательством, однако распространены в Замкадье.

Штраф за нежелание довезти мусор до урны при этом колеблется от 5 до 10 тысяч рублей в зависимости от региона.

6. Курение на пляже и в лесах

Где прописано: Cтатьи 6.24 КоАП, 20.4 КоАП
Наказание: от 500 до 1500 рублей

Поскольку пляж (а равно парк, заказник, заповедник и многое другое) является общественным местом, курение здесь подчиняется статье 6.24 КоАП и может караться штрафом. О том же говорит ФЗ № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

С лесами все ещё более запутанно: формально, курить здесь можно. Поэтому формально полиция наложить штраф не может.

Если лесничий или другая служба не обратит внимание на нарушение «Правил пожарной безопасности в лесах», которые прямо запрещают «бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.)».

Штрафы за это варьируются в зависимости от установленного на данный момент в лесу режима и стартует от 1000 рублей. При нарушении особого режима счет сумма кратно увеличивается, как и при появлении малейшего урона лесу.

7. Прогулки с животными на пляже

Где прописано: Статья 13 ФЗ N 498, Приказ МЧС № 732
Наказание: только удаление с пляжа

С 1 января запрещено брать с собой на пляж собак, кроме собак-поводырей. При этом на последних должны быть оформлены соответствующие документы. До 2021 года запрет был региональным, теперь это федеральная норма, утвержденная законом «Об утверждении правил пользования пляжами в Российской Федерации».

Впрочем, касается она именно официальных зон для купания, законодательно оформленных пляжей. Гулять с собаками вдоль берега никто не запрещает.

Кроме того, ответственность за нарушение нового пункта про животных пока не установлена в Кодексе об административных правонарушениях и не облагается штрафом.

Кстати, теми же актами выгул собак запрещен на территории кладбищ, детских площадок, образовательных объектов и медучреждений, где находятся дети, учреждений культуры, спорта, мест массовых мероприятий.

8. Нудизм

Где прописано: Статьи 20.1 КоАП РФ, 135 УК РФ
Наказание: штраф от 500 до 1000 рублей, арест до 15 суток

Формально в российском законодательстве нудизм не запрещен, но в российской практике есть случаи, когда нудистов привлекали к ответственности за явное неуважение к обществу и мелкое хулиганство.

Согласно КоАП РФ за такие статьи полагается штраф от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток.

Если на пляже присутствуют дети, наказание может оказаться серьезней: отдых в обнаженном виде могут трактовать как развратные действия по отношению к малолетним (Статья 135 УК РФ), что влечет за собой штраф до 300 тысяч рублей или тюремное заключение.

9. Сбитое животное

Где прописано: Приказ Минприроды № 948
Наказание: от 200 до 80 тысяч рублей

Даже самое маленькое животное на дороге нужно пропускать. В случае столкновения с животным, на место инцидента необходимо вызвать сотрудников ГАИ и сообщить о произошедшем в страховую компанию.

Если вина транспортного средства не будет доказана, владелец сможет возместить повреждения за счет ОСАГО (в пределах 400 тысяч, поскольку животное считается имуществом). Иначе придется заплатить значительный штраф, размер которого зависит от вида зверя: сбитый волк оценивается в 200 рублей, белка — в 500, а лось уже 80 тысяч.

Покидать место ДТП, чтобы уйти от штрафа крайне нерационально, поскольку тогда водителю грозит дополнительное наказание за оставление места ДТП.

Читайте также:  Отдых на озере айя где остановиться

10. Алкоголь на пляжах и в лесах

Где прописано: Статья 20.20 КоАП
Наказание: штраф от 500 до 1500 рублей

Пляжи, парки, заповедники и многое другое — общественные места. Поэтому употреблять алкоголь там нельзя точно так же, как на улице.

Больше того: нельзя и появляться на пляже в состоянии опьянения, даже если отдыхающий выпил в другом месте.

11. Разведение костров и установка мангалов

Где прописано: Статьи 20.4 КоАП, 30 ФЗ №69 «О пожарной безопасности»
Наказание: от 1000 до 200 000 рублей

Костры в лесу разрешены только на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра, причем после «завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления».

Для мангалов так же должна быть оборудованная площадка. В том случае, если таковой нет — разводить костер или устанавливать устройство для барбекю официально запрещается Правилами противопожарной безопасности и статьей 20.4 КоАП.

Стоит иметь ввиду так же правило «в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры», а так же оставлять любые горючие предметы, включая промасленную бумагу. Даже охотиться с пожароопасными пыжами запрещено!

Следует отметить, что при объявлении высокой пожарной опасности в лесах (по условиям погоды) и введении особого противопожарного режима пользование любыми источниками огня в лесу запрещается. Кроме того, запрещается и посещение лесов человеком без рабочих нужд.

Под строжайшим запретом и разведение костра на пляже. Готовить можно на мангале, но только в оборудованных руководством пляжа местах, согласованных с властями региона.

12. Сбор грибов и ягод

Где прописано: Статьи 8.39 КоАП, 228 УК РФ
Наказание: штраф от 3000 рублей

В 2021 году в федеральное законодательство внесли поправки касаемо сбора привычных жителям грибов и ягод: если собирать их для продажи, требуется арендовать определенную площадь леса. В противном случае может грозить административная и даже уголовная ответственность.

Впрочем, простым грибникам не стоит расслабляться: слишком маленькие грибы в корзинке — повод для наложения штрафа до 2 тысяч рублей. Кроме того, строго запрещается собирать грибы с наркотическим или токсичным содержанием. За них придется отвечать уже по 228 статье УК РФ.

Сбор подобных продуктов на территории природоохранных и заповедных зон статьей 8.39 КоАП «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях» строго запрещен и карается штрафом от 3 до 4 тысяч рублей, с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

13. Нарушение частной территории

Где прописано: Статья 139 УК РФ, 1064 ГК РФ
Наказание:

Частных лесов в России пока не существует. Но то, что кажется лесом, вполне может оказаться частной территорией, прилегающей к жилью, турбазе, гостинице или другому объекту.

С одной стороны, проникновение на частную территорию описано в статье 139 Уголовного Кодекса РФ. Однако, согласно сложившейся практике и текущей формулировке закона, противоправное проникновение в жилище рассматривается отдельно и является более тяжким нарушением.

По сложившейся практике, проникновение на частную собственность без злого умысла практически не несет за собой наказания, если при этом не произошла порча личного имущества, которым может быть газон, деревья и другие насаждения.

В таком случае нарушителю придется возместить причиненный имуществу вред согласно статье 1064 Гражданского Кодекса РФ. За сам факт проникновения наказания обычно отсутствуют.

14. Купание в неподготовленных местах

Где прописано: локальные ФЗ
Наказание: штраф от 500 рублей

Многие из читателей будут удивлены, но в России существует запрет на купание в неподготовленных местах — отдых на диких пляжах, тихих берегах и необитаемых островах может обернуться небольшой денежной потерей.

Федеральное законодательство на этот счет молчит. Но почти в каждом регионе ежегодно обновляется закон «Купание в запрещённых местах». Уже с 2018 года ряд областных центров ввел запреты на «купание в запрещенных местах, ныряние в воду с неподготовленных для этого сооружений».

Штрафы заметно отличаются — видимо, по активности нарушений. Так, в ЯНАО сумма штрафа составляет всего 500-1500 рублей. В Краснодарском крае за тоже самое придется заплатить от 3 до 10 минимальных оплат труда. В столице нарушение правил на воде может понести за собой потерю 2,5-5 тысяч рублей.

15. Полеты без разрешения

Где прописано: Постановление № 74, 137 УК РФ
Наказание: конфискация летательного аппарата, штраф до 200 000 рублей

Владельцам разнообразных беспилотных средств стоит учитывать, что разрешения на полеты обычно реально получить над государственной собственностью в пределах городской черты или в сельской местности при удалении от аэродромов на 5 километров.

Полеты над охраняемыми природными зонами (заказники, национальные парки, заповедники) и над частной собственностью (дачи, частные дома, фермы) категорически запрещены для дронов любой массы и габаритов.

Кроме того, стоит учитывать, что существующие полетные карты с доступными для полетов зонами не включают в себя ограничения, связанные с охраняемыми государственными зонами. Диспетчеры и администрация населенного пункта при согласовании плана полета так же может пропустить или не иметь информации о таких местах.

Если несогласованный полет обходится штрафом до 40 тысяч рублей, второй инцидент приводит к неприятным последствиям. В которых конфискация отснятого материала по соглашению сторон — лучший исход.

Фото- и видеозапись над частной территорией тоже может принести определенные неприятности: действие можно квалифицировать по статье 137 УК РФ как незаконное распространение или сбор сведений о личной жизни людей без их согласия. Наказание в данном случае может достигать 200 тысяч рублей.

Как часто и кто наказывает

Исходя из судебной практики, опубликованной в онлайн-базах системы ГАРАНТ, штрафы на отдыхе за описанные выше нарушения стали повседневной реальностью.

Наиболее неожиданной для жителей России оказывается встреча с Рыбнадзором, который не только следит за выловом рыбы, но и охраняет водную территорию, в том числе пруды, ручьи и водохранилища.

Тем не менее, большая часть нарушений фиксируются патрульно-постовой службой при во время патрулирования общественных мест — парков, пляжей и других официальных зон отдыха. Ещё чаще эта служба оказывается на месте нарушения по вызову местных работников или других отдыхающих.

Особоохраняемые природные зоны находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства. И, хотя встретить лесника во время простой прогулки маловероятно, стоит разжечь костер или взять с собой собаку — ждать долго не придется. Задерживать не станут, но они имеют полное право выгнать нарушителей и сообщить о нем в полицию.

Стоит помнить, что большинство указанных в статье штрафных санкций входит в федеральную юрисдикцию, поэтому могут с одинаковой вероятностью применяться практически любой службой, напрямую или через вызов ответственных с полномочиями на задержание.

Частота и строгость наказаний серьезно варьируется в зависимости от региона, а так же конкретного расположения мест. Разве что нарушение запретов на посещения заповедников гарантированно станет проблемой, чуть реже — нарушение водоохранных зон.

Остальные скорее применяются практически в случайном порядке скорее для острастки, хотя с каждым годом случаи наказаний заметно увеличивают свое число.

Сохраните себе список и постарайтесь не нарушать. Это не так сложно, как может показаться.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24