Ярославский государственный музей заповедник спасо преображенский монастырь

Содержание
  1. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле
  2. История Спасо-Преображенского монастыря
  3. Музей-заповедник Спасо-Преображенского монастыря
  4. Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре
  5. Храмы Спасо-Преображенского монастыря
  6. Часы работы Спасо-Преображенского монастыря
  7. Цена билетов в Спасо-Преображенский монастырь
  8. Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря
  9. Территория музея (Архитектура Спасо-Преображенского монастыря)
  10. Важные даты и факты
  11. Спасо-преображенский монастырь
  12. История Спасо-Преображенского монастыря
  13. Возникновение и рост обители (12-15 века)
  14. Вхождение в состав Московского княжества (16-17 века)
  15. Жизнь монастыря в 18-20 веках
  16. Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре
  17. Архитектурные достопримечательности
  18. Святые ворота
  19. Колокольня – Звонница
  20. Храм Ярославских Чудотворцев
  21. Воскресенская церковь, Трапезная и Покои настоятеля
  22. Спасо-Преображенский собор
  23. Келейные корпуса
  24. Угличская башня
  25. Богородская башня
  26. Михайловская башня
  27. Богоявленской башни,
  28. Современные достопримечательности
  29. Экспозиции Музея-заповедника
  30. Режим посещения

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь относится к основным достопримечательностям Ярославля. В его стенах происходили великие события, он стал свидетелем и участником важнейших исторических и переломных моментов в жизни города, ему изначально предназначалась роль защитника, хранителя и духовного наставника. Сегодня один из самых древних мужских монастырей России является Объектом культурного наследия. Его архитектурно-художественные богатства и уникальное историческое наследие составляют основной фонд Ярославского музея-заповедника, имеющего статус государственного значения.

История Спасо-Преображенского монастыря

Деревянное сооружение было возведено в XII веке на левом берегу реки Которосль, вблизи переправы. В системе городских оборонительных линий ему было выделено стратегически верное место расположения, обеспечивающее защиту города от нападения недругов с западных рубежей.

О точной дате основания монастыря достоверных свидетельств нет, но в летописях за 1186 год о нем сохранилось первое упоминание. Ровно через тридцать лет, уже в другом историческом документе, было отмечено начало строительства каменного Спасо-Преображенского собора.

В начале XIII века в стенах мужского монастыря появилось духовное училище и богатое для того времени собрание рукописных книг. На территории была возведена небольшая Входоиерусалимская церквушка, не сохранившаяся до наших дней. Спасо-Преображенский монастырь превратился в религиозно-культурный центр Ярославского княжества. Духовники удельных князей позволяли себе вмешиваться в политику и частную жизнь своих подопечных, оставаясь, впрочем, всегда на их стороне. В Соборе хоронили представителей княжеского рода вплоть до окончательного вхождения Ярославля в состав Московского княжества в 1471 году.

В 1501 году в Спасо-Преображенском монастыре случился сильнейший пожар, в результате которого большинству строений был нанесен серьезный урон. Собор пришлось демонтировать, но фундамент оказался настолько крепким, что его решили не разбирать, а использовать в качестве основы для нового каменного собора. Сооружение возвели по образу и подобию московских храмов и освятили в 1516 году. Древнейшее строение находится сегодня под защитой государства.

В середине XVI столетия монастырь окружили каменными стенами. Именно они позволили пережить осаду Смутного времени.

Спасо-Преображенский монастырь являлся самым укрепленным из всех городских строений Ярославля. Сюда любил наведываться Иван Грозный, а Минин и Пожарский получили здесь благословение, отправляясь в освободительный поход на Москву. В XVII веке комплекс усиленно разрастался, возводились новые сооружения, расширялись и укреплялись внешние стены. Монастырская слобода насчитывала более 300 дворов, а влияние священнослужителей неуклонно росло.

Музей-заповедник Спасо-Преображенского монастыря

Свое прямое предназначение мужской монастырь потерял во второй половине XVIII века, когда из Ростова в Ярославль была переведена кафедра митрополита. Комплекс получил статус архиерейского дома. Здесь открыли духовную семинарию, построили еще одну церковь, часовню и ризницу.

Официальной датой основания Музея-заповедника считается 12 января 1865 года. Он был создан по инициативе представителей Ярославского исследовательского общества, занимающегося естественными историческими науками. Фонды и экспозиции содержались на пожертвования и государственные субсидии. Сегодня в состав Музея входит естественнонаучный отдел, являющийся правопреемником Общества и хранителем его коллекций.

От мужского монастыря осталось богатое наследие — памятники зодчества и иконописи, собрания книг и документов, старинные фрески и обширная нумизматическая коллекция. Объект считается золотым фондом русской истории.

В XX веке были собраны многочисленные артефакты, художественные ценности и уникальные экспозиции. В состав Музея-заповедника вошли церкви, собор, памятники архитектуры, шедевры живописи и иконописи. После 1990-х часть строений Спасо-Преображенского монастыря была переведена в совместное пользование местной епархии и государственного комплекса.

Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре

Территория музея-заповедника окружена высокой и толстой каменной стеной. В ней расположены входные ворота — Северные, Западные, Водяные и Святые, и 4 башни — Угличская, Юго-западная, Богородицкая и Михайловская. В комплексе можно посетить несколько объектов:

  • храмы;
  • звонницу;
  • часовню;
  • ризницу и дом ризничего;
  • трапезную;
  • настоятельские покои;
  • келейные корпуса;
  • здание семинарии;
  • хозяйственные строения.

На территории монастыря присутствуют сувенирные лавки, «Памятник копейке» (2013 г.), стела «Клятва кн. Пожарского» (2010 г.). Кроме исторических и художественных памятников, в музее-заповеднике представлены интереснейшие выставки, уникальные коллекции и аудиовизуальные программы:

Храмы Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский собор является самым древним ярославским храмом, возведенным из камня. Он был основан в 1216 году, а после пожара 1501-го — восстановлен. Богослужения были прекращены в 1918 году. Позже храм реставрировали, в результате чего был частично сохранен иконостас и фрески, относящиеся к середине XVI века.

Однокупольная церковь Чудотворцев Феодора, Давида и Константина построена на месте двух древних церквей. В XIII был возведен Входоиерусалимский храм, который в начале XVII столетия заменили новым строением. Нынешняя церковь появилась в первой половине XIX века на фундаменте предыдущего храма. До 1919 года здесь хранились мощи канонизированных ярославских князей, в честь которых была освящена церковь. Богослужений не проводятся с конца 1920-х гг.

Церковь Воскресения Христова возведена в первой половине XVI века при монастырской трапезной. Изначально она называлась Христорождественской, но в начале XIX столетия храм переосвятили. Долгое время он использовался в качестве домовой архиерейской церкви. Во время пожара, начавшегося после обстрелов 1918 года, здание серьезно пострадало.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена над Святыми воротами, расположенными со стороны Которосльной набережной. Кирпичное строение возвели в 1621 г. В XVIII веке церковь упразднили, а ворота долгое время ассоциировались с парадным въездом в монастырь.

Часы работы Спасо-Преображенского монастыря

Комплекс можно посетить ежедневно:

  • с мая до конца сентября — с 08:00 до 20:00;
  • с октября до конца апреля — с 09:00 до 18:00.

Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия Спасо-Преображенского монастыря. В это же время допуск на его территорию заканчивается.

Часы работы музейных экспозиций — с 10:00 до 17:00-18:00 круглый год. Кассы закрываются в 16:30-17:30. Последний допуск — в 16:30-17:30. Выходные:

  • для большинства экспозиций — по понедельникам;
  • для «Сокровищ Ярославля» — по вторникам;
  • для «Природы Ярославского края» — по четвергам.

Общий санитарный день в музее проводится ежемесячно в первую среду. В целях поддержания оптимальных температурно-влажностных режимов, обеспечивающих сохранность фресковой живописи, ряд объектов в дождливую и влажную погоду, а также в зимний период, закрывается по рекомендации реставраторов.

Спасо-Преображенский собор открыт с начала мая до конца сентября ежедневно — с 10:00 до 18:00, кроме среды. В дождливые дни посещение храма ограничено.

Цена билетов в Спасо-Преображенский монастырь

Стоимость осмотра архитектурных памятников составляет 50 руб. для взрослых и 30 руб. для учащихся старше 16 лет, пенсионеров — резидентов РФ и студентов. Посещение выставок — от 130 до 250 руб. и от 70 до 140 руб. соответственно.

Вход в храмы, башни, звонницу и подъем на стену стоит от 130 до 250 руб. для взрослых и от 70 до 140 руб. для льготного контингента, в том числе для детей от 7 до 16 лет.

Бесплатное посещение предусмотрено при оформлении «нулевого» билета в кассе после предъявления соответствующих документов. Льготой могут воспользоваться:

  • малыши до 7 лет;
  • участники боевых действий;
  • военнослужащие-срочники;
  • представители многодетных семей;
  • инвалиды;
  • музейные работники;
  • студенты училищ культуры.

Посетители могут приобрести единый билет, позволяющий охватить сразу несколько музейных объектов, в том числе главный собор, экспозиции «Слово о полку Игореве», «Иконы» и «Сокровища Ярославля». Стоимость составляет от 100 до 500 руб., в зависимости от дней недели и категории граждан.

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

До остановки «Богоявленская площадь» (или «пл. Богоявления»), расположенной в непосредственной близости от музейного комплекса, можно доехать городским транспортом:

  • автобусами — № 4, 4а, 5, 14, 41б, 72, 97с;
  • троллейбусом № 5.

На остановке «Комсомольская», находящейся примерно в 170 метрах от Северных и Западных ворот монастыря, следует сойти:

  • с автобусов — № 2, 5, 8, 14, 19к, 21б, 33, 42, 76, 97с, 139, 139а, 178;
  • с троллейбуса № 9;
  • с маршрутных такси — № 36, 37, 45 — 47, 61, 71, 73, 80 — 82, 84, 87, 91, 94, 96 — 98.

Транспортные маршруты Ярославля удобно смотреть на сайте. В городе работают мобильные службы такси Gett, Rutaxi, Maxim, Яндекс. Такси.

Спасо — Преображенский монастырь, Ярославль — видео с квадрокоптера

Источник

Территория музея (Архитектура Спасо-Преображенского монастыря)

Начните свое знакомство с древним русским городом с посещения одного из старейших музеев России и его филиалов.

Сегодня без Ярославского музея-заповедника невозможно представить исторический центр Ярославля, который получил высокое признание – статус объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (Подобной чести в России был удостоен только исторический центр Санкт-Петербурга).

Недалеко от Стрелки – легендарной колыбели тысячелетнего города, — заповедная территория бывшего мужского Спасо-Преображенского монастыря. Более 500 лет назад вознеслись над топкими речными берегами самые древние из ныне сохранившихся каменных построек Ярославля. Среди них – Спасо-Преображенский собор, Святые ворота, Трапезная палата, Звонница (нижний ярус). В прошлом неприступные для врага Святые ворота сегодня приветливо распахнуты для всех гостей города.

Сегодняшняя жизнь архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского монастыря – это заслуга нескольких поколений реставраторов. Они возвращали памятникам первоначальный облик после многочисленных перестроек XVIII-XIXвеков и разрушительного белогвардейского мятежа 1918 года. В отреставрированных интерьерах с 1959 года представлена публике лучшая часть коллекций музея.

Важные даты и факты

  • 1216 г. – начало летописной истории Спасо-Преображенского монастыря, открыто первое на северо-востоке Руси духовное училище
  • 1516 г. – началось строительство каменных укреплений:стен и башен
  • 1609 г. – 24-дневная оборона монастыря от польских интервентов
  • 1612 г. апрель-июль – размещён штаб формирования народного ополчения под началом Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, заседало временное правительство – «Совет всея земли»
  • 1613 г. – в стенах древней обители останавился Михаил Романов и подписал свою первую царскую грамоту – о согласии принять московский престол
  • 1787–1918 гг. – упразднён монастырь и размещён Архиерейский дом митрополита Ярославского и Ростовского

В эпоху Просвещения из этих стен начинает свой путь к читателю «Слово о полку Игореве»

Читайте также:  Редкие животные воронежского заповедника

В 2005 году исторический центр Ярославля с архитектурным ансамблем Спасо-Преображенского монастыря XVI- XIX вв. и церквями XVII в. включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник

Спасо-преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле является одним из самых посещаемых туристических объектов. Здесь сосредоточена история города, его древняя культура и архитектура. И называется все это сегодня Ярославским музеем-заповедником.

Со временем музейные экспозиции, вероятно, переедут в здания бывших Спасских казарм и Благородного пансионата, а монастырь станет действующей частью Ярославской епархии, но пока туристы идут сюда, чтобы приобщиться к древнерусской исторической культуре и увидеть уникальные архитектурные сооружения.

Архитектурный ансамбль монастыря

Монастырь находится между Богоявленской городской площадью, куда добраться можно достаточно легко из всех точек города, и Которосльной набережной. Когда-то эта обитель была сосредоточием духовной, культурной, экономической и частенько даже оборонительной жизни города.

История Спасо-Преображенского монастыря

Возникновение и рост обители (12-15 века)

Спасский монастырь, основанный в конце 12 века или же в самом начале 13-ого, находился за границей Земляного города, в его юго-восточном углу, вдоль побережья реки Которосль. Возникший как православная обитель, он со временем превратился в укрепленную оборонительную цитадель города, ибо вокруг него были отстроены мощные деревянные стены, замененные в середине 16 века на каменные.

Спасо-Преображенский монастырь.Конец 19 века.

Монастырские стены образовывали собой некий пятиугольник, в углах которого находились дозорные башни. С наружной стороны монастыря проходил глубокий ров. Деревянными стенами была обнесена некоторое время и кремлевская территория, а вот городской посад подобными укреплениями не обладал.

Точная дата возникновения монастыря до конца не выяснена историками, но все-таки все сходится к тому, что основан он был в правление Константина Всеволодовича, который построил первый каменный городской храм на территории Рубленого города – Успенский, и создал монастырь «Святого Преображения». То есть, получается, что данная Спасская обитель была создана по княжескому повелению и, естественно, была тесно связана с политико-экономической и культурной жизнью города, могла контролировать ее и активно влиять на многие процессы в виде духовного наставничества.

Древний Ярославль. Литография

Развитие монастыря шло стремительными темпами. Уже в начале 13 века в правление того же Константина при обители было образовано первое северо-восточное духовное училище – Григорьевский притвор — для подготовки профессиональных кадров священнослужителей. Позднее это училище было перебазировано в более развитый Ростов, где тогда находилась резиденция Митрополита.

В обители практически от момента основания начала формироваться храмовая библиотека, которая очень быстро заполнялась всевозможными экземплярами древнерусской литературы. Книги не только собирались, но и тщательным образом переписывались грамотными иноками. Именно в фондах этой библиотеки будет обнаружен впоследствии знаменитый список «Слова о Полку Игореве», который все мы изучали в школе.

Экспонаты выставки «Слово о полку Игореве»

В конце первого десятилетия 13 века Ярославль становится столицей собственного княжества. К этому времени относится сооружение каменного Спасо-Преображенского собора и Церкви Входа Господня в Иерусалим, в склепе которой были посмертно помещены известный ярославский князь Федор Черный и позже его сыновья. Все они в будущем будут канонизированы как Ярославские Чудотворцы (подробнее История Ярославля кратко).

Икона Ярославских Чудотворцев — Федора, Давида и Константина

В середине 15 века обретены их нетленные мощи, оказавшиеся чудотворными. По указу Ивана Третьего Митрополит Филипп тогда же написал Житие Благоверного князя, который вместе с сыновьями был причислен к лику святых. После этого в монастырь потекли толпы паломников.Осматривая музейные экспозиции с иконами, обратите внимание на икону Ярославских Чудотворцев, написанную в 16 веке.

Иван Грозный, включив монастырскую территорию в государственную опричнину, объявил сию обитель «государевым богомольцем». Роль Спасского монастыря росла день ото дня.

Вхождение в состав Московского княжества (16-17 века)

К середине 16 века обитель постепенно теряет самостоятельность и попадает под покровительство Московского княжества. Этому способствовала политика московских князей — Ивана Второго, Ивана Третьего и Иоанна Грозного. Конечно же, покровительство Москвы было не совсем уж бескорыстно. Дело в том, что в этот период началась консолидация русских земель под юрисдикцией Москвы, и надо было привлечь на свою сторону и одно из ближайших — Ярославское княжество вместе с его самыми влиятельными православными объединениями – Спасским и Толгским монастырями.

Иван Грозный, частенько навещавший обитель, как и предыдущие московские князья, предоставлял ей жалованные грамоты, дающие определенные привилегии и льготы. Но делал он это еще по одной причине. Именно в этой обители от тяжелого недуга вылечилась одна из его жен. Выдаваемые царские грамоты освобождали от многих материальных и прочих городских налогов, благодаря чему монастырь постепенно стал превращаться в мощного и богатейшего феодала-землевладельца.

6 сел и около 240 деревень, рыболовные места и несколько соляных варниц – это далеко не полный перечень всех монастырских богатств. Похороны на монастырском Некрополе были очень почетны и дороги, ведь на нем обретали вечный покой самые знатные и влиятельные граждане города, начиная от первых ярославских князей.

Самой почетной усыпальницей стал подклет Спасо-Преображенского собора, где покоились все ярославские князья и князья очень известных фамилий – Троекуровы, Львовы, Борятинские и т.д. Каждое захоронение и поминки пополняли богатыми вкладами ризницу монастыря. Кстати, на отпевании Федора Троекурова, погибшего при взятии Азова, присутствовал Петр Первый. Известный патриарх Никон также был отпет в Спасо-Преображенском монастыре.

В начале 16 века произошел сильный пожар, после которого заново перестраивается и спустя полвека расписывается Спасо-Преображенский собор. Сегодня он является редчайшим архитектурным и фресковым памятником 16 столетия в России.

После постройки Спасского собора возводится первая каменная башня – Святые ворота, появляются Крестовая церковь (Рождества Христова) с Трапезной (позже переосвященная в Воскресенскую церковь), и Колокольная Звонница. Все эти сооружения обносятся мощными каменными стенами.

Каменные стены Спасо-Преображенской обители

Именно эти оборонительные ограждения сегодня вызывают у многих туристов ощущение, что они находятся в Ярославском кремле. Однако, это совсем не так. Кремлевские стены непосредственно Рубленого города изначально были деревянными, а в 18 веке за ненадобностью и вовсе ликвидировались. Так что кремлевская территория в Ярославле, в отличии от других городов, стенами не выделена.

К началу 17 столетия Спасо-Преображенский монастырь – крупнейший землевладелец всего Верхнего Поволжья! Его угодья находились в костромских, ростовских, московских и прочих соседний землях, принося неслыханные доходы. Каменные стены превратили обитель в неприступную крепость, которая сыграла решающую роль в надвигающийся период Смутного времени.

Ярославль в 17 столетии

В тяжелые времена борьбы с польско-литовскими захватчиками каменные стены Спасского монастыря и деревянные кремлевские стены почти месяц выдерживали осаду и военные вылазки польских интервентов (История Ярославля кратко). Земляной город в то же время подвергся разбою и уничтожению.

Именно из этих крепостных стен выступили в решающий поход на Москву войска Народного ополчения Минина и Пожарского. И в этом же монастыре останавливался проезжающий из Ипатьевского монастыря в Москву на престол Михаил Романов, который впоследствии также жаловал обители льготные грамоты.

Монастырские стены после последствий польской осады в первой половине 17 века были перестроены и укрупнены — в длину они достигали более 800 м., в ширину – до 3 м., в высоту – более 10. Частично те стены сохранились до наших дней. Тогда же были возведены дозорно-оборонительные башни, снабженные оружием и порохом. Из башен того периода сегодня мы можем увидеть Угличскую и Богородскую. Михайловская и другие башни появились уже в начале 19 века. Со стороны Которосли воздвиглись Водяные ворота.

Таким образом, обороноспособность Спасского монастыря к концу 17 века была более чем высока. А если учесть наличие огромных земельных наделов и богатейшего хозяйства, то можно представить себе какой социальной силой и властью обладало руководство монастыря и как оно могло влиять на жизнь всего города, конкурируя с посадскими властями.

Жизнь монастыря в 18-20 веках

Во второй половине 18 века Спасо-Преображенский монастырь стал одним из 16-ти самых влиятельных и богатых российских обителей. Обширные земли с селами и городскими слободами, тысячи крепостных, производственные и промысловые отрасли, активная торговля и прочее-прочее. Но в этот период расцвета статус Спасо-Преображенского монастыря неожиданно меняется.

Архитектурный силуэт монастыря

Происходит это по ряду причин. Во-первых, во второй половине 18 века из-за ослабления экономической и политической мощи Ростова в Ярославль переносится резиденция Митрополита, а сам город становится столицей образованного Ярославского наместничества. Посему, согласно императорскому указу Екатерины Второй, монастырь упраздняется и становится Архиерейским домом, каковым он и оставался до прихода советской власти. Экономическая мощь монастыря была утрачена.

Вторым фактором изменения монастырского статуса является образование на его территории Ярославской Духовной славяно-латинской семинарии с учебными классами и жилыми помещениями для семинаристов. Ректором семинарии был вначале настоятель обители. Семинаристы обучались на латыни, имели доступ в богатейшую храмовую библиотеку и вели монашеский образ жизни.

Создание семинарии вызвало необходимость территориальной перепланировки – произошло деление монастырской земли на дворы семинарский и архиерейский. Здания перестраивались, обновлялись. Сама территория облагораживалась цветниками, садиками и оранжереями.

Облагороженная территория монастыря в 19 веке

В конце 18 века среди книг последнего из настоятелей древнейшего Спасского монастыря известный коллекционер древностей А.Мусин-Пушкин, согласно легенде, обнаруживает «Слово о полку Игореве» — уникальнейший образчик древнерусского эпоса 12 столетия. Так это или нет — предоставим выяснять ученым, а мы просто сможем увидеть издания этого утраченного произведения неизвестного автора в сегодняшней музейной экспозиции.

Вид сверху на Спасо-Преображенский монастырь

К началу 19 века появляются новые строения в монастырской застройке. Это Семинарский корпус, Храм Ярославских Чудотворцев, Ризница и Трифоновская часовня. Перестраиваются и многие более ранние сооружения, в том числе достраивается вверх и приобретает современный вид Звонница, строится двухэтажный келейный корпус, ремонтируются стены и Святые врата. Все основные строения были объединены двухъярусной крытой галереей.

Интересно, что в тот же период при архитекторе П.Панькове наружная монастырская сторона застраивается настоящими торговыми рядами, которые оформляются абсолютно классически – портиком с колоннами. А принадлежали те архитектурно оформленные лавки купцам Пастуховым.

Торговые ряды у наружных стен в первой половине 19 века

К концу 19 века и восточные и западные наружные монастырские стены были закрыты разросшимися торговыми рядами, которые были оборудованы наружной рекламой и объявлениями, что вызывало недовольство верующих.

В советский период реставрационные ремонты в монастырских зданиях производились два раза. Первый раз из-за разрушительного подавления Ярославского антибольшевистского восстания. Затем в монастырских зданиях работали разные организации – от тюрьмы до керосиновой лавки, от военкомата до учебных заведений.

Читайте также:  Заповедники ростовской области реферат

Второй ремонт на территории монастыря происходил в конце 50-х годов. Связано это было с решением провести в Ярославле выставку аналогичную ВДНХ, местом для этого мероприятия и была выбрана монастырская территория. Все здания были освобождены от находящихся в них организаций, провелась реставрация и ремонт основных сооружений. Выставка достижений 1958 года прошла широко и торжественно, а после ее закрытия монастырский комплекс был передан в ведомство городского музея.

Памятная таблица на монастырской стене

Реставрационные работы продолжаются и поныне для поддержания в должном состоянии сегодняшнего Ярославского музея-заповедника, хранящего уникальные древнерусские историко-архитектурные и художественно-литературные богатства, которые стремятся увидеть тысячи туристов со всего света.

Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре

Архитектурные достопримечательности

Комплекс строений бывшего Спасо-Преображенского монастыря создавался столетиями и сегодня состоит из разновременных сооружений. От двух каменных храмов 13 столетия – Спасского и Входоиерусалимского, погибших в пожаре 14 века, сохранились фундаменты, на которых выросли новый Спасо-Преображенский собор и Храм Входа Господня в Иерусалим, позднее перестроенный в Церковь Ярославских Чудотворцев.

Архитектурные сооружения Спасо-Преображенского монастыря

Основные строения, доступные сегодня для туристического осмотра, относятся к 16 веку, но есть и сооружения более поздних периодов. Постройки 16 столетия выделяются конструктивной лаконичностью, четкими объемами, скромным, но выразительным декором и очень высоким качеством работы.

Первое, что видят туристы на подходе к монастырю, это, конечно же, его мощные стены и башни. Надо иметь в виду, что все оборонительные монастырские сооружения неоднократно перестраивались и видоизменялись. В каменном виде башни со стенами начали сооружаться с середины 16 столетия. Именно они, как уже упоминалось, и спасли город от польских интервентов в начальный период 17 века.

Угличская башня со стороны Первомайской улицы

В 40-60 годах 17 века, были укреплены и отремонтированы прежние сооружения и возведены новые – это относится и к стенам, и к башням. В то время насчитывалось шесть дозорных башен, сегодня их количество равняется четырем, да и те находятся в сильно измененном виде.

Войти на монастырскую территорию можно через ворота, находящиеся на Богоявленской площади прямо напротив Богоявленского храма.

Вход в монастырь с Богоявленской площади

А можно и со стороны Которосльной набережной, через арку главных Святых ворот, откуда мы и предлагаем начать наше знакомство с архитектурным ансамблем.

Святые ворота

являются наиболее старейшей монастырской проездной башней, сооруженной в 16 веке. Именно через них мы и попадём на землю бывшей православной обители. По нижнему ярусу башни, где находятся проездные арки, можно увидеть первоначальную сохранившуюся часть данного строения.

Святые врата — старинный вход на монастырскую территорию

Основной проезд был украшен фресковой росписью на апокалипсические темы в 60-х годах 16 века монастырскими живописцами. В последующие века Святые ворота многократно надстраивались и перестраивались, в результате чего постепенно появились – дозорная четырехгранная башня, надвратная Введенская церковь и домообразное крыльцо.

Вид на архитектурные сооружения Святых ворот с внутренней стороны

Перед воротами находилось предвратное укрепление с непробиваемыми стенами называемое захабом. Здесь располагался дозор, контролирующий возможное приближение врага с Которосльного направления.

Через арку большого проема, находящуюся за воротами, мы попадаем на территорию обители. А бывший малый проход используется сегодня под сувенирный киоск. Проходя под аркой рассматриваем сохранившиеся живописные фрески и остатки сооружений в виде галереи надвратной церкви и дозорную башню.

Входная арка Святых ворот

Эта башня когда-то была оборудована часами, перенесенными позднее на Звонницу. Для них была обустроена шахта, обеспечивающая движение гирь.

При входе на монастырский двор справа нас сразу же встречает

Колокольня – Звонница

Это массивное 32-метровое архитектурное сооружение, ставшее практически ярославским символом и самым узнаваемым объектом туристических буклетов, является самым высоким монастырским строением. Ее мы видим уже на подходе к монастырю со всех сторон. Изначально ее построили в 16 веке, но затем в начале 19 века при губернском архитекторе П.Панькове она была значительно надстроена вверх совершенно в ином стиле. Эти разновременные части строения легко отличимы.

Строение 16 столетия состояло из основания Звонницы, образованного мощной стеной, а её верха – двух арок звона. Заканчивалось сооружение двумя каменными шатрами, завершающими арки звона. Удивительная средневековая составляющая строения поражает своей монументальностью и основательностью. В 19 веке разобранные шатровые завершения были заменены трехпролетной аркадой со сводными перекрытиями, над которыми взлетела вверх ротондовая беседка под круглым куполом.

Верх Звонницы, достроенный в 19 веке

Беседка служила не только украшением, но и имела вполне практическое значение – в ее верхней части находилось помещение для часового механизма. Дело в том, что над Звонницей были установлены старинные часы Х.Галовея, когда-то украшавшие Спасскую башню Московского кремля. Эти часы были куплены монастырем при реконструкции московской башни и привезены в Ярославль еще в начале 17 века. Тогда их установили над Святыми воротами в дозорной башне, специально под них переделанной (см.выше).

В нижнем основании Колокольни находится церковь Печерской Богоматери, которую можно посетить. Первоначально этот храм был посвящен Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня. В нем имелся настенный фресковый образ Печерской Богоматери, признанный в начале 19 столетия чудотворным. После этого церковь была переосвящена с новым названием. К сожалению, тот фресковый образ был уничтожен в советский период, так же как и подобный образ Знаменской Богоматери в Знаменской церкви на Площади Волкова.

Монастырский музыкант исполняет колокольную музыку

Монастырская Колокольня считается самой главной городской звонницей. Часто туристы могут услышать музыкальные композиции, мастерски исполняемые на всех 18 колоколах. Удивительный колокольный звон, извлекаемый из петербургских, ярославских, голландских и псковских колоколов, датируемых 16-19 веками, слышен во многих уголках города.

Колокола Спасо-Преображенской Звонницы

Наверху Звонницы находится смотровая площадка, поднявшись на которую по старинным винтовым лестницам, можно увидеть потрясающей красоты панораму города, живописное слияние Которосли с Волгой и туманные заволжские дали.

Слева от Колокольни, напротив Святых ворот, мы видим:

Храм Ярославских Чудотворцев

Превращение Спасо-Преображенской обители в Архиерейский дом привело, как уже отмечалось, к множественным необходимым перестройкам, достройкам и постройкам на ее территории, которые, в конечном счете, абсолютно изменили вид монастырского ансамбля.
В 1820 году церковь Входа Господня в Иерусалим (17 век), находящаяся рядом со Спасо-Преображенским собором, была разобрана и вместо нее, но на ее фундаменте, появилась новая церковь, построенная по проекту того же П.Панькова в стиле ампир и освященная в честь Ярославских Чудотворцев. Эта небольшая одноглавая церковь выделяется бело-колонным портиком и примыкает с южной стороны к Спасо-Преображенскому собору.

Храм Ярославских Чудотворцев 19 века на территории монастыря

Название свое храм получил из-за обретения в склепе Входоиерусалимской церкви в середине 15 века одной из сегодняшних ярославских святынь — нетленных чудотворных мощей князя Федора Черного с двумя сыновьями.
А в самом храме Ярославских Чудотворцев сегодня обустроена прекрасная концертная площадка – зал «Классика», где, если повезет, можно попасть на выступление хорового церковного коллектива. Кроме того, здесь проводятся выставки и конференции.

Памятная доска на Храме Ярославских Чудотворцев

Слева от Храма Чудотворцев и напротив Звонницы находится храм Воскресенский, примыкающий западной стеной к Трапезной.

Воскресенская церковь, Трапезная и Покои настоятеля

Воскресенская церковь является составной частью Трапезной, в ней совершались молитвы до и после принятия пищи. К церкви примыкает здание бывшей поварни и кладовых, занятое позднее под реставрационную мастерскую.

Крестовый (Воскресенский) храм и Трапезная

Трапезная вместе с Воскресенской церковью в качестве единого сооружения находится ближе к южной монастырской стене. Построенная в начале 16 века из кирпича двухэтажная Трапезная представляет собой типовой образец подобных сооружений. Своды двухъярусных квадратных помещений обоих его этажей опираются на мощные четырехгранные столпы, находящиеся в центре объема. Помещение Трапезной было очень комфортным, просторным и расписанным фресками. Рядом находились келарская и раздаточная.

С восточной стороны Трапезная соединена с Воскресенской церковью, а с западной с Настоятельскими покоями, в которых в 1613 году как раз и гостевал следовавший из Костромы в Москву Михаил Романов. На первом этаже располагались хозяйственные помещения, а на втором – настоящие богатые почти царские покои.

Воскресенская церковь, Трапезная и Покои настоятеля в 19 веке

Пройдя между Воскресенской церковью и Храмом Ярославских чудотворцев, мы выходим на небольшую бывшую Соборную площадь. Здесь находится самая главная архитектурная достопримечательность нынешнего Музея-заповедника Ярославля и центр всей композиционной застройки:

Спасо-Преображенский собор

Он сооружен по образцу соборов московского Кремля в 1516 году, взамен сгоревшего в пожаре в начале этого же столетия. Специалисты считают, что это строительство стало основополагающим в развитии всего последующего ярославского храмостроения (см. Храмы Ярославля).

Спасо-Преображенский собор, соединенный с Храмом Ярославских Чудотворцев

Сам Спасский собор – шедевр зодчества 16 века, которому характерны строгость и простота. Храм имеет четыре столпа, на которые опирается его свод. Крупные закомары завершают фасады, а три апсиды оснащены узкими бойницами. Три главы в виде шлемовидных куполов, расположенные на высоких световых барабанах в окружении кокошников, венчают собор. Верхняя часть глав опоясана аркатурно-колончатой отделкой.

Внешний вид собора в течение многих веков его существования неоднократно подвергался изменениям. О первоначальном облике напоминает хорошо сохранившийся с 16 века фасад восточной части, на котором можно увидеть полукруглые абсиды.

Наиболее сохранившийся восточный фасад Спасского собора

Во второй половине 16 века собор был расписан фресками, которые чудом дожили до наших дней. Подобную стенопись, хронологически совпадающую с годами жизни Ивана Грозного, можно увидеть только в двух храмах – здесь и в Успенском соборе Богородице-Успенского монастыря города Свияжска в Татарстане.

Фресковая роспись собора

Центральной площадью была площадь перед собором, которая с юга была огорожена Трапезной с Рождественской церковью, мимо которых мы проходили, с запада и востока келейными корпусами, с северной стороны — мощными стенами с выходом на Богоявленскую площадь.

С восточной стороны собора находится небольшая Трифоновская Часовня, сооруженная в память о ростовском епископе. Это каменное кубическое однокупольное классическое сооружение, находящееся позади алтаря Спасо-Преображенского собора, установлено над захоронениями Святых Прохора и Трифона Ростовского.

Часовня Святого Трифона

Келейные корпуса

Бывшие келейные корпуса находятся на западной и на восточной стороне территории обители. Восточное двухэтажное корпусное сооружение появилось во второй половине 17 столетия на месте прежней восточной стены обители, которая была перенесена еще восточнее – на границу бывших укреплений Земляного города. Сегодня здесь находятся экспозиции Отдела «Древнерусского искусства» и краеведческий музей.

Келейные корпуса на монастырской территории

Читайте также:  Катунский заповедник виды животных

Оба западных и тоже двухэтажных братских келейных корпусов появились уже в 18 веке.

По ходу передвижения по музейной территории мы увидим все четыре монастырские башни, являющиеся частью оборонительного укрепления. Самой северной является

Угличская башня

Она появилась в северном углу монастырской территории в 30-40-х годах 17 века и являлась одновременно дозорно-боевой башней и городскими воротами, но к концу того же века она была переделана в глухую – не проездную. Это сооружение — яркий образец боевой башни с несколькими ярусами бойниц, откуда могла вестись стрельба, в том числе и пушечная, а также выливаться кипящая смола.

Боевая Угличская башня

Ее внешнее оформление довольно изящно соединено с крытыми галереями монастырских стен. В начале 19 века в ней размещалась лавка скобяных товаров, для чего был разобран свод верхнего яруса и расширен внутренний объем.

Богородская башня

Северо-западный угол занимает массив старейшей из существующих военно-оборонительных сооружений – Богородской башни, сооруженной в 20-х годах 17 века. Названа она в честь Рождественско-Богородицкой церкви, ныне не существующей. Место этого уничтоженного храма занято сегодня Памятником Ярославу Мудрому.

И Угличская и Богородская башни выходят своей внешней стороной на Богоявленскую площадь.

Михайловская башня

В 40-е годы 17 века юго-восточный угол заняла каменная Михайловская башня, также являющаяся военно-проездной. Ее имя связано с расположенной неподалеку Церковью Архангела Михаила. В начале 19 столетия эта башня была перестроена в более легком декоративном шестигранном виде с арочными и круглыми фальш-окнами на каждой стене. Шпиль кровли довершает грациозность данной постройки. Снаружи мы видим эту башню на развилке Первомайской улицы и Которосльной набережной.

Въехать на монастырскую территорию можно было и через Водяные ворота, расположенные в южной стене уже в начале 17 столетия. Эти ворота использовались для поездок за водой. Сегодняшний их вид сильно изменен в начале 19 века относительно первоначального.

Западнее Водяных ворот находится сооружение

Богоявленской башни,

построенной в начале 19 века, взамен разобранной по ветхости старой восьмигранной предшественницы. Новая башня стала круглой по форме. Ее нижний этаж сначала был занят лавкой с книгами, а позднее (в начале 20 века) — мастерской мебели.

К концу 19 века у этой башни появилась Троицкая часовня, как напоминание о пребывании в обители в 1613 году Михаила Романова. Эту башню мы увидим снаружи, если обойдем монастырскую территорию по Которосльной набережной до ее пересечения с Московским проспектом.

Современные достопримечательности

К монастырским памятникам, установленным в наши дни, относятся Стела «Клятва князя Пожарского» и Памятник «Копейке 1612 года», находящиеся на Соборной площади. Привлекают туристическое внимание и пчелиные ульи, декоративно изготовленные в различных формах – храма, избы и терема.

Декоративные ульи около Храма Ярославских Чудотворцев

Монументальная Стела, посвященная героическому подвигу нижегородского Народного ополчения, длительное время находящемуся на территории данного монастыря перед решительным походом на Москву (см. История Ярославля кратко), установлена в 2010 году. Считается, что именно в этом месте возносил молитвы о помощи к высшим силам Дмитрий Пожарский – военный руководитель народных освободительных сил.

Памятник — Стела «Клятва Пожарского»

Установка Стелы приурочена к празднованию 1000-летия Ярославля. «Клятва Пожарского» — является мозаичной копией одноименной картины известного художника В.Нестеренко. Выше картины находится медальон с гербом Ярославля.

Очень интересна история Копейки 1612 года, памятник которой появился на монастырской территории летом 2013 года по инициативе городской Торгово-промышленной палаты.

Памятник «Копейке 1612 года»

Во-первых, данная монета содержит изображение царской именной надписи последнего из Рюриковичей – Федора Иоанновича. Во-вторых, это напоминание о том времени, когда Ярославль в тяжелые Смутные времена был практически столицей России. Здесь находилось временное правительство, вооруженные силы и, конечно же, Монетный двор, который продолжал выпуск серебряных монет, в том числе и копеек.

Полуграммовая овальная денежка диаметром около 20 мм, называемая в те времена «чешуйкой», выполнена в виде точной её копии, но уже с метровым диаметром и на высоком постаменте. Сам постамент выполнен в форме «ласточкиного хвоста» — самого узнаваемого элемента стен московского кремля.

Монета как бы нанизанная на древко флага, развивающегося над кремлевской стеной, и вертится вокруг этой импровизированной оси. На копейке в подробных деталях можно рассмотреть и Георгия Победоносца с копьем в руке, и именную надпись последнего Рюриковича.

Гуляя по территории заповедника, в его юго-восточном углу — на стыке бывших семинарского и келейных корпусов, можно увидеть Памятник Русской пушке начала 20 столетия.

А вот с противоположной — западной стороны, напротив Настоятельских покоев, находится вольер с живым городским символом – Медведицей Машей.

Медведица Маша в отделе природы Ярославского музея-заповедника

В этой части заповедника, кстати, можно хорошо рассмотреть Водяные ворота и Богоявленскую башню.

Экспозиции Музея-заповедника

Датой основания Ярославского музея-заповедника считается день открытия городского музея естественной истории, состоявшийся в январе 1865 года по инициативе профессора Демидовского лицея А.Петровского. Дальнейшая история складывалась в процессе разъединения и объединения музеев по отраслям, в обретении новых экспозиционных архитектурных и прикладных объектов постреволюционных изъятий из дворянских и церковных коллекций, и, в конечном счете, в образовании местной заповедно-охранной зоны с множеством памятников архитектурны и накоплении трехсот тысяч единиц хранения уникальных коллекционных экземпляров.

Вид на монастырскую колокольню

Основная часть музейных экспозиций сегодня находится на территории Спасо-Преображенского монастыря. На музейных выставках туристы ознакомятся с историей города, с его необыкновенными богатствами, как в материальном, так и в духовном плане. Коллекции редких икон и книг, среди которых есть домонгольские рукописные экземпляры, естественнонаучные и декоративно-прикладные предметы, археологические памятники и фотодокументы – любознательным туристам здесь есть что посмотреть и чем восхититься, причем все музейные экспонаты находятся в вышеперечисленных памятниках архитектуры. Так что, как говориться, удовольствий – два в одном.

В постоянных экспозициях Музея-заповедника представлено 9 выставок.

Одной из уникальных выставок считается коллекция Ярославских икон 16-18 веков. Здесь хранятся прекрасные иконописные работы из самого монастыря, а так же из Ильинской, Предтеченской, Богоявленской и других ярославских церквей.

В природном отделе музея, носящем имя В.Кузнецова, создавшего нынешний его облик, мы знакомимся с представителя фауны ярославской губернии, как ныне живущих, так и исчезнувших видов. Здесь будет интересно и детям и взрослым, тем более, что с 1992 года в отделе находится живой городской символ – Медведица Маша.

Отдел природы Ярославского музея-заповедника

Отдельная музейная экспозиция отдела природы – это выставка, посвященная разнообразному и удивительному миру насекомых, которая называется «Шестиногие хозяева планеты».

Здесь можно узнать прелюбопытные факты из жизни усатых жуков и бабочек, кузнечиков и стрекоз, пчел и муравьев. Надо иметь в виду, что эта выставка не работает по четвергам.

Выставка о шестиногих хозяевах планеты

Отдельная экспозиция посвящена памятнику древнерусской литературы «Слову о полку Игореве», единственный сохранившийся список которого был найден именно в монастырской библиотеке А.Мусиным-Пушкиным во второй половине 18 века. Данная выставка, созданная при участии Д.Лихачева, расскажет о загадках и тайнах обретения и потери списка, об исторических временах, описанных в «Слове», познакомит с мемориальными предметами и документами, относящимися к истории этого литературного памятника.

Экспозиционные материалы «Слова о полку Игореве»

Храмовые богатства ярославских ризниц, а так же вклады царей и состоятельных людей прошлого находятся на выставочных витринах «Сокровищ Ярославля». Уникальные, богато оформленные сапфирами и бриллиантами панагии, фантастические экземпляры наперсных крестов и прочие чудеса ювелирных изделий, выполненных в стилях барокко и рококо, в русской и европейской классике.

Также здесь находятся и произведения ткацких искусств, лицевого и орнаментального шитья, низания бисером и жемчугом и т.д.

Тематика экспозиции «История Ярославского края» состоит из нескольких выставок.

На выставке «Княжество, уезд, губерния», размещенной в трех залах, можно ознакомиться с экспонатами краеведения 16-19 веков, узнать о развитии краевой экономики и политике, о периодах Смутного времени и Золотого века Ярославля, увидеть артефакты того периода, рукописи и печатные книжные экземпляры, предметы быта и украшения.

«Экспозиция «Княжество, уезд, губерния»

Также, в историческом отделе находится выставка, посвященная очень распространенному торговому мероприятию – ярмарке. Называется эта сравнительно новая выставка «ЯрмаНкой». Здесь мы попадем в атмосферу веселого действа — купи-продай, познакомимся с историей товарно-денежных отношений и появления рекламы, узнаем, кого называли «ярославским расторопным мужичком» и увидим традиционные предметы местной ярмарочной торговли.

В Выставочном зале «ЯрмаНки»

Третья историческая выставка с названием «От времени Ярославова…» открылась к 1000-летию города и собрана из археологических находок на территории Рубленого города. Это значит, что мы узнаем об основании города не понаслышке, а на основе представленных вещественных доказательств. Увидеть подлинные бытовые и профессиональные предметы давно минувших времен, которыми пользовались наши предки, орудия труда ремесленников и старинные шахматы – это значит заглянуть в средневековый Ярославль 11-13 веков, познакомиться с его жителями, узнать об их моде и занятиях.

Выставка «От времени Ярославова…»

Весьма необычна и оригинальна музейная выставка, посвященная «Трапезе по-ярославски». Здесь можно увидеть посуду, как повседневную, так и парадную, узнать об особенностях ярославских гастрономических изысков второй половины 19 – начала 20 столетий, увидеть поваренные книги наших пра-прабабушек и старинные кулинарные периодические издания.

Экспозиция «Трапезы по-ярославски»

Многие представители ярославского края стали известны именно в области гастрономии. Это купцы Елисеевы, имеющие впоследствии знаменитые магазины в Москве и на Невском проспекте в Петербурге, и П.Смирнов, создавший самый известный водочный 40-градусный напиток, поставляемый самому императору. А о ярославских «водохлебах» — любителях чая, писал сам В.Гиляровский.

Кроме этих постоянных экспозиций, на территории заповедника проходят временные и виртуальные очень интересные выставки, из которых любой турист может выбрать на свой вкус.

Режим посещения

Посещение самой территории Ярославского музея-заповедника и его отдельных экспозиций платное. Ознакомиться с территорией можно в любой день, а вот выставочные посещения закрыты по понедельникам. По особому графику работают:

Отдел природы, отдыхающий в четверг, и «Сокровища Ярославля», отдыхающие во вторник.

План осмотра Спасо-Преображенского монастыря

В зимнее время (с октября по апрель) монастырская территория доступна для осмотра с 9.00 до 18.00 ежедневно, а залы музея – с 10.00 до 17.30. Подняться на Звонницу можно с 8.30 до 19.30.

В летнее время (с мая по сентябрь) видом территории можно наслаждаться с 8.00 до 20.00, а музейные экспозиции работают в том же режиме, как и зимой.

Санитарным днем является каждая первая среда месяца.

Спасо-Преображенский собор доступен для осмотра только в летний период, кроме сред и дождливых дней.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24