За черной незамерзшей рекой белела даль почему слитно

Содержание
  1. Помогите срочно, пожалуйста! Тест НЕ с причастиями.
  2. Выписать из художественных произведений 5 предложений со слитным написанием не и раздельным в причастиях?
  3. 2 слова прилагательных, одно раздельное другое слитное написание «не»?
  4. Правило написание не раздельно и слитно с причастиями?
  5. Нужно 6 предложений с орфограммой «Слитное и раздельное написания не с причастиями» помогите пожалуйсто?
  6. Помогите привести примеры и рассказать о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями?
  7. / Выписать 5 предложений из художественной литературы и выделить орфограмму?
  8. Выписать из любого художественного произведения три — четыри предложения, содержащие причастие с орфограммой «Слитное и разделиное написание НЕ с причастиями» Помогите пожалуйста?
  9. Выписать из любого художественного произведения 10 предложений с причастиями?
  10. НЕ с причастиями Вопрос № 1?
  11. Из художественной литературы, выписать 8 предложений со слитным и раздельным написанием не с наречиями?
  12. 20 слов на слитное и раздельное написание «не» с причастиями?
  13. За черной незамерзшей рекой белела даль почему слитно
  14. За черной незамерзшей рекой белела даль почему слитно
  15. За черной незамерзшей рекой белела даль почему слитно
  16. Как правильно пишется слово «вдали» или «в дали»?
  17. Существительное «в дали»
  18. Наречие «вдали»
  19. Правописание наречий, образованных от существительных
  20. А 18. Тест № 4

Помогите срочно, пожалуйста! Тест НЕ с причастиями.

1. Укажите предложение, в котором НЕ с причастием пишется раздельно.
1) За чёрной (не) замёрзшей рекой белела даль. (Бек А.)
2) Вдруг лыжня круто свернула вправо к опушке, пересекла поляну и уткнулась в (не) прикрытую снегом россыпь. 3) В (не) осевшей пыли мы проскакиваем дорогу, скрываемся в лесу. (Бакланов Г.)
4) Когда Никола разбудил меня, (не) заходящее солнце передвинулось на восток. (Беляев А.)

2. Укажите предложение, в котором НЕ с причастием пишется слитно.
1) По весенней, ещё (не) просохшей дороге мы ехали на беговых дрожках. (Соколов-Микитов И.)
2) Мальчишка смотрит (не) мигающими глазами на сестрёнку, что-то ей шепчет, показывает какую-то фигурку.
3) Снег вокруг лежал чистый-чистый, никем (не) топтанный. (Богданов Н.)
4) Всё на месте, ничто (не) сдвинуто. (Стрелкова И.)

3. Укажите предложение, в котором НЕ с причастием пишется слитно.
1) Однако нашим мечтаниям (не) суждено было сбыться. (Арсеньев В.)
2) Стайка ребятишек, (не) взятых на пашню из-за малолетства, играла в сыщиков-разбойников. (Астафьев В.)
3) Кое-где на скалах полосами белел ещё (не) растаявший снег. (Вурдов Н.)
4) По (не) растаявшему грязному сугробу мы поднялись на взгорок. (Соколов-Микитов И.)

4. Укажите предложение, в котором НЕ с причастием пишется слитно.
1) Улица за (не) мытым стеклом была пуста. (Дежнёв Н.)
2) Над самой прорубью навис белый, искрящийся, никем (не) тронутый снежный колпак. (Савин В.)
3) В гостиной проходили ее беседы о творчестве замечательного художника, (не) признанного при жизни, но теперь завоевывающего все более громкую славу. (Стрелкова И.)
4) Дальше этого (не) избалованный личным напряжением мозг Алексея отказывался рисовать что-либо определённо зримое. (Воробьев К.)

5. Укажите предложение, в котором НЕ с причастием пишется раздельно.
1) На агрегате имелось такое количество кнопок и рычажков, что разобраться в них, да еще под (не) годующим взглядом завуча, было непросто. (Акунин Б.)
2) (Не) гаснущие молнии полосуют небо. (Федосеев Г.)
3) Солнце, ещё (не) вошедшее в силу, греет бережно и ласково. (Солоухин В.)
4) Невдалеке от станции стояла в полях каменная громада (не) достроенного костёла. (Паустовский К.)

Источник

Выписать из художественных произведений 5 предложений со слитным написанием не и раздельным в причастиях?

Русский язык | 5 — 9 классы

Выписать из художественных произведений 5 предложений со слитным написанием не и раздельным в причастиях.

1) За чёрной незамёрзшей рекой белела даль.

2) Вдруг лыжня круто свернула вправо к опушке, пересекла большую поляну и уткнулась в не прикрытую снегом россыпь.

3) В неосевшей пыли мы проскакиваем дорогу, скрываемся в лесу.

4) Когда Никола разбудил меня, незаходящее солнце передвинулось на восток.

1) За чёрной незамёрзшей рекой белела даль.

2) Вдруг лыжня круто свернула вправо к опушке, пересекла большую поляну и уткнулась в не прикрытую снегом россыпь.

3) В неосевшей пыли мы проскакиваем дорогу, скрываемся в лесу.

4) Когда Никола разбудил меня, незаходящее солнце передвинулось на восток.

2 слова прилагательных, одно раздельное другое слитное написание «не»?

2 слова прилагательных, одно раздельное другое слитное написание «не».

2 слова глагола, одно раздельное другое слитное написание «не».

2 слова деепричастия, одно раздельное другое слитное написание»не».

2 слова причастия, одно раздельное другое слитное написание»не».

Правило написание не раздельно и слитно с причастиями?

Правило написание не раздельно и слитно с причастиями.

Нужно 6 предложений с орфограммой «Слитное и раздельное написания не с причастиями» помогите пожалуйсто?

Нужно 6 предложений с орфограммой «Слитное и раздельное написания не с причастиями» помогите пожалуйсто!

Помогите привести примеры и рассказать о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями?

Помогите привести примеры и рассказать о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями.

/ Выписать 5 предложений из художественной литературы и выделить орфограмму?

/ Выписать 5 предложений из художественной литературы и выделить орфограмму.

На тему : НЕ с причастиями слитно и раздельно.

Выписать из любого художественного произведения три — четыри предложения, содержащие причастие с орфограммой «Слитное и разделиное написание НЕ с причастиями» Помогите пожалуйста?

Выписать из любого художественного произведения три — четыри предложения, содержащие причастие с орфограммой «Слитное и разделиное написание НЕ с причастиями» Помогите пожалуйста.

Выписать из любого художественного произведения 10 предложений с причастиями?

Выписать из любого художественного произведения 10 предложений с причастиями.

НЕ с причастиями Вопрос № 1?

НЕ с причастиями Вопрос № 1.

Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания Не с причастием в предложении : Огонёк в башенке светится ровным, (не)мигающим светом.

1. (Не)мигающим –пишется раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно 2.

(Не)мигающим – пишется слитно, так как при причастии нет зависимого слова и противопоставления с союзом А 3.

Не)мигающим –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово 4.

(Не)мигающий – пишется слитно, так как это причастие не употребляется без НЕ

Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания Не с причастием в предложении : Причины случившегося ещё (не)установлены.

1. (Не)установлены –пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется слитно 2.

(Не)установлены – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно 3.

(Не)установлены – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово 4.

(Не)установлены –пишется слитно, так как причастие совершенного вида.

Из художественной литературы, выписать 8 предложений со слитным и раздельным написанием не с наречиями?

Из художественной литературы, выписать 8 предложений со слитным и раздельным написанием не с наречиями.

20 слов на слитное и раздельное написание «не» с причастиями?

20 слов на слитное и раздельное написание «не» с причастиями.

Вы перешли к вопросу Выписать из художественных произведений 5 предложений со слитным написанием не и раздельным в причастиях?. Он относится к категории Русский язык, для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Набережная существительное одной чертой(какая) красивая двумя чертами Около подчеркиваем волнистой линией в. В сл моря одна черта существительное Время дня одной чертой сущ какое жаркое двумя чертами ветвями какими большими.

Читайте также:  За печерой за быстрой рекой круг

А) парочку Б) дразнится В) стишок.

1 схема. Солнце светит. Повествовательное. 2 схема. Девочка делает зарядку. Повествовательное. 3 схема. С дерева упало сочное яблоко. Повествовательное. 4схема. Мальчик думает о маме и о папе. Повествовательное. 5схема. Крпсивый лебедь п..

Жила — была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка — злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка : как только она принимается хлеб ..

1. Звуки речи 2. Сами звуки 1. Песня 2. Басня 3. Конец.

Розы — существительное , укрывают — глагол , на — предлог, зиму — существительное , потому — наречие , что — наречие , побеги — существительное , непокрытая — прилагательное , снегом — существительное , обмерзают — глагол , при — предлог , низких — п..

Начнем с главных членов предложения. 1) Хорош лес 2) окрашена листва 3) расстилаются листья 4) видны шляпки а теперь определение и дополнение. Дополнение(сущ. ) — 1) дни, 2) цвет, 3) — , 4) — . Определение(в данном случае это прилагательные) — 1)..

ПрЕломление ПрЕподнести ПрЕкратить споры ПрЕстиж ПрЕзумция ПрЕмьера ПрЕвратно понятый ПрЕсимпатичный ПрЕсимпатичный.

Решение в приложении Всё остальное у Вас правильно.

Раз — вед — чи — ки | р а с в * э ч * и к * и | 4 слога р (р) согл. , зв. Непарн. , тв. Непарн. , а (а) глас. , безуд. , з (с) согл. , глух. Парн. , тв. Парн. , в (в) согл. , зв. Парн. , мягк. Парн. , е (э) глас. , уд. , д ч(ч) сог..

Источник

За черной незамерзшей рекой белела даль почему слитно

За черной незамерзшей рекой белела даль почему слитно

Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.

(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь

(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала

к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни. (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!

(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот.

(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.

– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился

к дородной женщине.

– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.

– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?

– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.

– (35)Маленькие ещё – вчера родились.

– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.

– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться. (40)Может, всё-таки возьмёте?

(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.

– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.

(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника.

* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.

Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».

Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника. » Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».

В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.

Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.

2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.

Читайте также:  Закрыли проход к реке

Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.

Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

За черной незамерзшей рекой белела даль почему слитно

1. Человек, у которого нет фамилии

В этой книге я всего лишь добросовестный и прилежный писец.

– Нет, – резко сказал Баурджан Момыш-Улы, – я ничего вам не расскажу. Я не терплю тех, кто пишет о войне с чужих рассказов.

Он ответил вопросом:

– Знаете ли вы, что такое любовь?

– До войны я тоже считал, что знаю. Я любил женщину, я испытал страсть, но это ничто в сравнении с любовью, которая возникает в бою. На войне, в бою, рождается самая сильная любовь и самая сильная ненависть, о которой люди, этого не пережившие, не имеют представления. А понимаете ли вы, что такое внутренняя борьба, что такое совесть?

– Понимаю, – менее уверенно ответил я.

– Нет, вы этого не понимаете. Вы не знаете, как дерутся, борются два чувства: страх и совесть. Самые свирепые звери не способны так жестоко бороться, как эти два чувства. Вам известна совесть труженика, совесть мужа, но вы не знаете совести солдата. Вы бросали когда-нибудь гранату во вражеский блиндаж?

– Тогда как же вы будете писать о совести? Боец наступает вместе с ротой, в него бьют из пулеметов, рядом падают товарищи, а он ползет и ползет. Проходит час – шестьдесят минут. В минуте шестьдесят секунд, и каждую секунду его могут сто раз убить. А он ползет. Это совесть солдата! А радость? Знаете ли вы, что такое радость?

– Должно быть, и этого не знаю, – сказал я.

– Верно! Вам известна радость любви и, быть может, радость творчества. Жена, вероятно, делилась с вами радостями материнства. Но кто не испытал радости победы над врагом, радости боевого подвига, тот не знает, что такое самая сильная, самая жгучая радость. Как же вы будете писать об этом? Станете выдумывать?

На столе лежал номер журнала, где был напечатан очерк о панфиловцах, о бойцах того самого полка, которым командовал Баурджан Момыш-Улы.

Он резко придвинул журнал к лампе – все его движения были резкими, даже когда он бросал спичку, закурив, – перелистал, склонился над раскрытой страницей и отбросил.

– Не могу читать! – произнес он. – На войне я прочел книгу, написанную не чернилами, а кровью. После такой книги мне невыносимы сочинения. А что можете написать вы?

Я пытался спорить, но Баурджан Момыш-Улы был непреклонен.

– Нет! – отрезал он. – Мне ненавистна ложь, а вы не напишете правды.

Познакомиться нам довелось так.

Я долго искал человека, который мог бы рассказать о битве под Москвой, – человека, чье повествование охватило бы замысел и смысл операций и вместе с тем повело бы туда, где проверяется и решается все, – в бой.

Не буду описывать этих поисков. Скажу лишь необходимое.

Изучив материалы, я знал, что, наступая на Москву в октябре и в ноябре 1941 года и пытаясь сомкнуть клещи вокруг нашей столицы, противник одновременно рвался к цели напрямик, нанося главный удар вдоль Волоколамского, а затем Ленинградского шоссе.

В тяжелые дни октября, когда немцы прорвались под Вязьмой и на танках, мотоциклах, грузовиках двигались на Москву, подступы к Волоколамскому шоссе закрыла 316-я стрелковая дивизия, ныне известная как 8-я гвардейская дивизия имени генерал-майора Панфилова. Предприняв второе, ноябрьское, наступление на Москву, противник вбивал клин в том же направлении, где опять-таки дрались панфиловцы. В семидневном сражении под Крюковом, в тридцати километрах от Москвы, панфиловцы вместе с другими частями Красной Армии сдержали напор немцев и отбросили врага.

Я отправился к панфиловцам и, еще не ведая ни имени, ни звания человека, который расскажет историю великой двухмесячной битвы, верил: я встречу его.

И действительно встретил.

Это был Баурджан Момыш-Улы, в дни битвы под Москвой старший лейтенант, а теперь, два года спустя, гвардии полковник.

Знакомясь, он назвал себя. Плохо расслышав, я переспросил.

– Баурджан Момыш-Улы, – раздельно повторил он.

В его тоне я уловил странную нотку, которая в тот момент показалась ноткой раздражения. Должно быть, он любит, подумалось мне, чтобы его понимали мгновенно.

По привычке корреспондента я вынул записную книжку.

– Простите, как пишется ваша фамилия?

– У меня нет фамилии.

Я изумился. Он сказал, что в переводе на русский Момыш-Улы означает сын Момыша.

– Это мое отчество, – продолжал он. – Баурджан – имя. А фамилии нет.

В его лице не было мечтательной мягкости, свойственной, как принято думать, Востоку. Существует множество лиц, которые кажутся вылепленными – иногда любовно, тщательно, иногда – как говорится – тяп да ляп. Лицо Баурджана Момыш-Улы напоминало о резьбе, а не о лепке. Оно казалось вырезанным из бронзы или из мореного дуба каким-то очень острым инструментом, не оставившим ни одной мягко закругленной линии.

У меня оно вызвало одно детское воспоминание. На твердых синих переплетах собрания сочинений Майн Рида или Фенимора Купера было вытиснено в профиль худощавое лицо индейца. Профиль Баурджана был похож, чудилось мне, на этот рельефный оттиск.

По-монгольски смуглое, слегка широкоскулое, часто непроницаемо спокойное, особенно в минуты гнева, оно было украшено на редкость большими черными глазами. Свои блестящие черные волосы, упрямо непокорные гребенке, Баурджан в шутку называл лошадиными.

Читайте также:  Актерский состав багровые реки

Слушая, я приглядывался к нему. Этот казах свободно владел богатством русской речи. Даже в минуты волнения он не коверкал слов и оборотов. Лишь некоторая неторопливость речи казалась иногда нарочитой. Впоследствии я подметил: слова текли быстрей, когда он разговаривал по-казахски.

Взяв папиросу и с резким щелканьем захлопнув портсигар, он упрямо закончил:

– Если вы все-таки когда-нибудь будете обо мне писать, называйте меня по-казахски: Баурджан Момыш-Улы. Пусть будет известно: это казах, это пастух, гонявший баранов по степи; это человек, у которого нет фамилии.

В первый же вечер знакомства мне посчастливилось услышать, как Баурджан Момыш-Улы беседовал с прибывшими в полк командирами – новичками войны.

Он говорил о душе солдата. Неторопливо развивая мысль, он рассказал кстати про один из боев у Волоколамского шоссе.

У меня екнуло сердце. Быстро вынув блокнот, я жадно записывал. Еще не веря удаче, я угадывал: вот они, страницы долгожданного повествования. Улучив после беседы минуту, я попросил Баурджана Момыш-Улы рассказать с начала до конца историю боев у Волоколамского шоссе.

– Нет, – ответил Баурджан Момыш-Улы, – я ничего вам не расскажу.

Читателю известен наш дальнейший разговор.

Я не сомневался, что Баурджан Момыш-Улы в этом случае был несправедлив. Я хотел того же, что и он: правды. Однако его оценки людей – особенно тех, кто не испытал доли солдата, – нередко бывали излишне колючими. Думается, это отчасти объяснялось молодостью Баурджана. В те дни, когда мы встретились, ему исполнилось тридцать лет.

Получив крутой отказ, я перестал настаивать, но немало дней провел бок о бок с Баурджаном.

Он любил и умел рассказывать. Ловя случай, я терпеливо записывал. Он привык ко мне.

От друзей Баурджана я узнал историю его жизни. В школе ему дали два прозвища: Большеглазый и Шан-Тимес. Второе в буквальном переводе означает недоступный пыли. Так звался легендарный конь, который скакал столь быстро, что даже пыль, поднятая его копытами, не касалась его.

Наступила минута, когда я сказал Баурджану:

– А все-таки я напишу про вас. И где-нибудь обязательно упомяну, что в школе вы были Шан-Тимес.

Он улыбнулся. Улыбка преображала его. Суровое лицо вдруг становилось ребячливым.

– А вы артиллерийская лошадь, – ласково сказал он. – Не обижайтесь, это комплимент. Артиллерийская лошадь везет медленно, ее трудно повернуть, но, поворачивая, она тянет за собой и орудие. Вы повернули меня… Я расскажу все, что вы хотели. Но условимся…

Как правильно пишется слово «вдали» или «в дали»?

Чтобы выяснить, как правильно пишется слово «вдали» или «в дали» , обратимся к конкретному контексту и определим часть речи, к которой оно принадлежит. От этого напрямую зависит его слитное или раздельное написание.

В русской орфографии существуют оба написания рассматриваемого слова: как слитное, так и раздельное, « вдали» и «в дали» .

Выбор написания зависит от того, к какой части речи принадлежит рассматриваемое слово.

Существительное «в дали»

Исходным является существительное «даль» , которое имеет падежную форму «в дали»^

даль — в чём? в дали

В контексте у существительного обязательно должно быть зависимое слово в виде согласованного определения (прилагательное, местоимение, причастие, порядковое числительное) или несогласованного определения (существительное в другой падежной форме, глагол, деепричастие и пр.), например:

В дали чьей? гор.

Существительное в форме родительного падежа множественного числа «гор» является несогласованным определением (имеет форму другого падежа), то есть поясняет существительное «в дали» , которое с предлогом «в» напишем раздельно .

Рассмотрим другой пример:

В дали к акой? сумрачной и загадочной.

В этом предложении употреблены согласованные определения, которые можно вставить между предлогом и существительным:

Все эти приемы доказывают, что перед нами существительное.

Существительное «в дали» , имеющее зависимое слово, пишется раздельно с предлогом «в» .

Наречие «вдали»

От существительного образуется производное наречие «вдали» , которое, как неизменяемая часть речи, не может иметь зависимых слов в виде определений.

Наречие зависит от глагола-сказуемого и отвечает на обстоятельственный вопрос. Как видим, оно пишется слитно .

Правописание наречий, образованных от существительных

Вспомним попутно, что наречия, образованные от существительных с пространственно-временным значением даль, низ, верх, перед, зад, глубь, ширь, высь, начало, конец, век правильно пишутся слитно с любыми приставками, например:

Обращаем внимание, чтобы в контексте у таких наречий не было зависимых слов. Если они есть, значит, это существительное, которое пишется раздельно с предлогом.

А 18. Тест № 4

1) Воды прилива шумели не умолкая (не с дееприч . )

2) Ветер колеблет стебелёк с ещё не высохшей росой. (зав. слово еще)

3) Справа немигающая звезда сияла над лесистыми холмами. (прил. обратное от мигающая)

4) Забор до сих пор не покрашен. (не с кр. прич)

5) Кругом было тихо, ни звука. (усил. отриц.)

6) Слова его были не что иное, как болтовня. (устойчивое)

7) Она ни разу ( усил. отриц) не улыбнулась (отриц. знач) за весь вечер.

8) Никто (отриц. местоим) не сравнится (отриц. знач.) с ним удачливостью,

9) и никто иной (отриц. местоим) не проявляет (отриц. знач.) такого

10) равнодушия к несправедливым (отриц. знач., слитно) ударам судьбы.

11) вышел ненадолго (нар., отриц. знач.) , только на пять минут;

12) не к чему (предлог) придраться

13) не от кого (предлог) получать письма,

14) незадолго (нар. отриц. знач. слитно) до отпуска

15) незачем (неопр. местоим.) учить,

16) нечто (неопр. местоим. слитно) весёлое

17) не за что (предлог) благодарить,

18) сказал невзначай (нар. не употр. без не)

19) незначительно (нар. на о слитно)

20) никого (отриц. местоим.)

21) Невысоко (нар. на о слитно)

22) не нужно (= не надо)

23) Неистощимо (нар на о)

24) Не с кем (предлог)

25) это несолидно (нар о слитно)

26) во что бы то ни стало (устойчивое)

27) Неподалеку (синоним близко) под сенью лозняка виднеется свежая глина вперемешку с голышами.

28) Щенок был небольшой (маленький) , уши его пока еще не торчали.

29) Птицы любят не всякий лес. (нет невсякий)

30) Неяркие (тусклые) зимние тени от редких деревьев расплывались на снегу.

31) Лысый господин с недоумением (не употр. без не) рассматривал странного мальчика.

32) Из-за пушистого снега на дороге не слышно было даже своих шагов. (кат. сост. роль сказуемого)

33) Круглые булыжники мостовой были не похожи один на другой, как разные братья. (роль сказ.)

34) Корчма представляла собой едва ли не удвоенную (завис. слово) в размерах крестьянскую хату.

35) За черной незамерзшей (нет усл.) рекой белела даль.

36) Недопитый (нет усл.) кофе давно остыл.

37) Мальчики вздрогнули: не замеченная (есть зависимое) ими стая воробьев поднялась и с шумом вылетела из конюшни.

38) Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список, и негде (неопр. местоим.) узнать.

39) Уваров понимал неизбежность (не употр. без не) встречи с немецким часовым.

40) На склоне стоял чистый, не захламлённый (завис. слово) валежником лес.

41) Звук пилы неглубокий (нет усл.) , но очень отчетливый и выразительный.

42) Звенела музыка в саду таким невыразимым (нет завис. слова) горем.

43) Андрей, не решаясь (не с дееприч.) сесть, прислонился плечом к косяку двери.

44) Сердце к сердцу не приковано (не с кр. прич.) , если хочешь – уходи.

45) Александр слушал с некоторым (мест. без предлога) нетерпением и взглядывал по временам в окно, на дальнюю дорогу.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24