За рекой над черным
Артем Кокин запись закреплена
Что происходит?
Над Чёрною речкою дым пронесётся
Кто-то прицелится в русское солнце
Не промахнется…
Что происходит ?
Дым папирос и до самого Чада
докурит одну человек с палачами
и улыбнётся.
Что происходит?
Влюблённая пуля путь к сердцу находит
а дым из ствола, он не помнит обид,
но все-таки лодка разбилась о быт.
Что происходит?
После затяжки и смерть не проблема
Осталась початая пачка элэма
На Мортон-Стрит.
Здесь столько дыма, что меркнет свет
Шел бы он мимо, но нет.
Здесь столько дыма, что меркнет свет
Шел бы он мимо, но нет.
А Родина утро встречает
Родина бицепс качает
Не поцелует, так покалечит.
И стоя у черной дыры
Родина гасит костры
Полная грудь, а дышать нечем, нечем.
Что происходит?
В то, как здесь душно нетрудно поверить
Веревка в Елабуге и в «Англетере»
Стала бикфордом.
Что происходит?
Пар изо рта вместо дыма выходит
И века хребет с этим зимним аккордом
кажется хордой.
Что происходит?
Помнит лишь воздух о тех, кто летали
Слово шесть букв по вертикали
Пусть отгадает.
Что происходит?
Тянется к небу рука фаталиста
кодекс дуэльный и шутки за триста
так утверждают.
Здесь столько дыма, что меркнет свет
Шел бы он мимо, но нет.
Здесь столько дыма, что меркнет свет
Шел бы он мимо, но нет.
Шел бы он мимо, но нет.
Шел бы он мимо.
Источник
Калинов мост – где находится граница между мирами?
В славянских мифах, былинах нередко можно встретить слова о Калиновом мосте. Что же это такое? Как и любой мост, он соединяет две части, но речь идёт не о берегах, а о мирах. В мифах Калинов мост описывается как некая граница между Явью и Навью, а вот в былинах на нём происходят сражения богатырей с тёмными силами.
Порой мост упоминается даже в заговорах, ведь, несомненно, имеет огромную силу. А сказки повествуют, что неподалёку от этого места жила знаменитая Баба-Яга, а сам мост охранялся Змеем Горынычем. Что же особенного в Калиновом мосте? И правда ли, что он может существовать на самом деле?
Мост над рекой огня
Благодаря исследователю В.Я.Проппу мы смогли не просто насладиться русскими сказками и былинами, но и взглянуть на них под непривычным ракурсом. Учёный отметил, что важным символом мифологии славян была река Смородина, что была границей между мирами живых и мёртвых. Но как перебраться с одного берега на другой? Именно с этой целью и был построен над рекой Калинов мост, пройти по которому мог далеко не каждый.
Калинов мост – это соединение между берегами, разделёнными рекой пламени. Охраняет это место Трёхглавый Змей, который нередко сражается с былинными героями, намереваясь погубить человека, рискнувшего пересечь запрещённую границу.
Но почему же мост Калинов? На этот счёт у исследователей есть несколько предположений. Первое говорит о том, что название может быть связано со словом “калёный”. Мост ведь расположен над огненными водами Смородины, а потому явно раскалён от жара пламени. Вторая гипотеза говорит о том, что мост этот славяне представляли ярко-красным, как ягоды калины. На мой взгляд, обе версии можно сложить в одну, получив раскалённый алый мост.
Калинов мост соединял два разных мира
Создание границы и Калинова моста
Кто же построил Калинов мост? Об этом нам рассказывают древние легенды. Согласно им, изначально между мирами не было границы. Мертвецы выходили из Нави, отправляясь к живым. Бродя по земле, они уводили с собой в мир мёртвых тех, кому ещё рано было умирать. Всюду, где ступали ноги мертвецов, алела от огня земля. Вскоре люди поняли, что обречены, а потому взмолились к богам.
Услышав призыв людей, верховные божества вырыли огромный ров между мирами. С одной его стороны собрали только живых, с другой – лишь мёртвых. Через ров перекинули мост – настолько призрачный и тонкий, что он мог выдержать только душу, а не тело человека. В сам ров сбросили мертвецов, которые стали ходить по дну. Так и образовалась огненная река. Правда, со временем и сам мост стал крепче, из-за чего потребовал охранника, что не пропускал бы в мир Нави незваных гостей.
Калинов мост – место былинных битв
Калинов мост в ритуалах
Интересно, что Калинов мост часто упоминается в обрядовых песнях. Например, перед замужеством невеста вместе с подругами исполняла девичью песню, где рассказывала о предстоящем ей переходе. Вероятно, мост тот олицетворял не только смену миров для человека, но и изменение его статуса.
Во время свадеб для молодых также исполняли торжественную песню, где желали успешно пройти по Калинову мосту. На мой взгляд, здесь используется ещё и символ испытаний, трудностей, которые приходится преодолеть любой семье.
Конечно, Калинов мост был связан и с похоронными ритуалами. В деревнях Белоруссии нередко после смерти родственника делали небольшой мостик из дерева, который перебрасывали через канаву или топкое, заболоченное место. Неподалёку от места, где был поставлен мост, люди останавливались, вырезали на соседнем дереве дату смерти родственника, после чего поминали его, желая успешно преодолеть Калинов мост.
Где искать Калинов мост?
Когда знакомишься с подобными преданиями, поневоле задумываешься о том, не был ли списан образ легендарного моста с реального места. Как оказалось, Калинов мост может существовать на самом деле. Где же он? Неподалёку от подножия Эльбруса протекает река Кызылсу (в переводе означает “красная вода”). Не исключено, что именно она послужила образом реки Смородины.
В одном из мест Кызылсу преодолевает слой лавы и несёт свои воды в долину. Именно там, над водопадом Султан, располагается узкий перешеек скалы. Лишь по нему можно перейти реку. Застывшие пласты чёрной и красноватой лавы действительно напоминают мёртвый огонь. Не исключено, что именно эти места могли стать основой для легенд о границе между мирами, таинственном мосте и пламенной реке.
А может, Калинов мост стоит искать не снаружи, а внутри? В сказаниях говорится, что человек, ступивший на него, уже подчинён своей судьбе. Выбор между добром и зло уже предрешён.
Переход через реку Смородину мог отождествляться с неким символическим рубежом в наших душах. Словно острые зубы и громадные пасти змея, прошлые ошибки и прегрешения не оставляют человека. Не так просто отбросить их и направиться к свету и красоте, что ждут по другую сторону “моста”.
Чтобы перейти мост, нужно было сразиться со Змеем, охранявшим его
Многие философы древности говорили, что части добра и зла не стоит искать в окружающем мире – достаточно заглянуть в самого себя. По сути, в каждом из нас они граничат друг с другом, и только от самого человека зависит, на какую сторону “Калинова моста” он свернёт в очередной раз.
Калинов мост – не просто место битв и великих свершений в славянском фольклоре. Он сравнивался с переходом из одной ипостаси в другую, с переменами в жизни, с единством светлого и тёмного в человеке. Таинственный мост славян превзошёл по своей значимости в мифах даже древнегреческую реку Стикс, что протекала между мирами. Он – суть вечного выбора, что неизменно возникает перед человеком. И только от выбранного пути будет зависеть то, что ожидает нас в будущем.
Источник
Как за день подобраться к тайне крепости над Черной рекой
За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края — Крым может удивлять бесконечно
Урочище Алсу к востоку от Балаклавы уникально не только своими лесами, но и обводненностью склонов. Многочисленные родники и полноводные колодцы издревле притягивали сюда людей. Если на 17-м километре Ялтинского шоссе свернуть направо, то на свежей отремонтированной дороге можно заметить следы былых оползней.
К исару можно подняться из Черноречья от Чоргуньской башни.
Часть из них образовалась после строительства Гасфортовского дробильно-обогатительного комбината по добыче известковых флюсов. Склон оказался подрезанным, и грунтовые воды не преминули выйти на поверхность и снести часть почвы. Дорогу пришлось частично сместить, и сейчас она ведет к селу Морозовка.
Движение на север
Там, где дорога преодолевает едва заметный перевал и начинает спускаться на восток, по левую руку расположен сосновый бор посадки примерно 1970 года. Через него ведет пешеходная тропа на север к зарослям смешанного хвойно-лиственного леса. На вершине холма можжевеловое редколесье позволяет оглядеться. Позади возвышается массив горы Чирка-Каясы, в толще которого располагается «объект 221», запасной командный пункт Черноморского флота. Объект был брошен в стадии 90-процентной готовности после развала Советского Союза. Разграбленные подземелья сейчас стали популярным туристическим объектом. Но без опытного гида туда ходить не рекомендуется.
Взгляд на север останавливается на каменном мысе отрога массива Чирка-Каясы. Это и есть цель сегодняшней прогулки. В субботний день здесь всегда много народа. Вот и на вершине скалы видны люди, делающие селфи. На восток уходит перспектива правого борта Чернореченского каньона и поля у села Родного.
На вершине холма можжевеловое редколесье позволяет оглядеться.
Продолжаем движение на север по каменистой тропе, на которой угадывается древнее мощение, скальные вырубки и подпорные стены. На фоне жухлой опавшей листвы дуба зеленеет иглица понтийская с алыми шариками плодов. Можно предполагать, что несколько веков назад дорога соединяла Чоргунь (ныне — Черноречье) и Алсу. Дальше путник мог добраться до Мангуп-Кале, столицы княжества Феодоро на горе Баба-Даг, либо в крепость Каламиту (нынешний Инкерман) в месте впадения реки Черной в Северную бухту Севастополя. Дорога уходит под свод лиственного леса и становится черной от мягкого лесного грунта. Слева видны воронки, оставшиеся после боев времен Великой Отечественной войны. А может быть, и то, что осталось от партизанских землянок, но уж слишком они уязвимы в близости от села и дороги. Время от времени копатели находят здесь осколки снарядов и целые мины. Дожди вымывают на склонах элементы военной амуниции, фрагменты снаряжения воевавших здесь войск.
Осколки снарядов — частая находка в этих местах.
Загадка строения
После небольшого взлета тропа выводит на необычно зеленую лужайку северно-западной экспозиции. Трудно поверить, что на дворе уже зима. Среди очень старых можжевельников поляна смотрится ухоженным газоном какого-то большого домовладения. Возможно, так оно и было 300-500 лет назад. На поляне любители эзотерики выложили две разновеликие каменные спирали, в центре которых установлены «алтарные камни». На них можно заметить мелкие монеты, конфеты и печенюшки. С поляны отлично просматривается внизу село Черноречье и Чоргунская башня. Пологая тропа поднимается вправо на скальный утес. Бросается в глаза обилие камня почти правильной формы. Это остатки стен, зданий, сооружений, возведенных здесь рукой человека. Когда и кем? Можно только предполагать. А вот и частично сохранившиеся стены укрепления. Они выложены на известковом растворе и устояли перед ветрами и дождями. Можно заметить панцирную кладку с двух сторон и забутовку между ними. Стены имели толщину около двух метров и высоту более трех метров. Длина стены составляла 130 метров и приспосабливалась к рельефу скалы.
Стены укрепления выложены на известковом растворе и устояли перед ветрами и дождями. Строители крепости максимально старались использовать особенности скалы с точки зрения недоступности крепости для противника. Контур цитадели не велик, огораживал площадку 50 на 60 метров и смог бы вместить в себя не более 100 человек. Во время стычек с незваными гостями, наверное, и этого хватало. Как военное укрепление исар с северо-востока и с юга был защищен отвесными скалами. А с запада строились стены большой высоты.
Частично сохранившаяся стена крепости. В основании устанавливали крупные камни неправильной формы. Для выравнивания стен использовали щебень и известковый раствор. Здесь же были ворота, рядом с которыми стояла башня-донжон. К стене крепости внутри примыкали жилые и хозяйственные постройки. Камень использовался местный. На склонах горы его было много. А щебень и сегодня встречается в лесу и на тропах в таком количестве, что вспоминается карьер Балаклавского рудоуправления. Из современных творений — крест посреди крепости, выложенный собранными здесь же камнями.
Поляна с каменными спиралями.
Чоргуньский исар
Эту крепость раньше называли Чоргуньским исаром, известна она была давно. Еще в 1821 году академик Петербургской академии наук, археолог Генрих-Карл-Эрнст Келер упоминал ее в своих трудах во время посещения Чоргуньской башни. Но руки исследователей до нее впервые дошли только в 1938 году, когда здесь работала экспедиция специалистов Херсонесского музея Сергея Николаевича Бибикова и Александра Кузьмича Тахтая. Они датировали крепость XIV-XV веками по строительным аналогиям уже исследованных крепостей Крыма, остаткам посуды. Бибиков решил перевести исследование объекта из формального аспекта (топография, фортификация) в социально-исторический (социальный характер памятника). По его мнению, исары были важно не только как крепости, но и как замки феодалов, властителей территорий Мангупского княжества средневекового Крыма.
Исар на скале, под ним грот Мурзак-Коба
Потом опять пришли годы забвения. Только в 1980 году здесь вновь появились археологи — Олег Яковлевич Савеля и Ирина Юрьевна Суханова. Исследователи расчистили площадку строения в 20 квадратных метров на глубину до 15 сантиметров культурного слоя. Основные находки датировали VIII-XIV веками. Среди них обломки черепицы с клеймами, красноглиняной и белоглиняной поливной посуды, амфор, пифосов, изделий из стекла, железные ножи и гвозди.
Есть предположение, что крепость была разрушена монголами Нагая в 1278 году. Двести лет спустя территорию взяло под контроль княжество Феодоро, крепость была восстановлена и вошла в систему фортификационных сооружений княжества в Юго-Западной Таврике. Не исключено, что точку в истории обжитой крепости поставили турки в 1475 году, разрушив ее после захвата Крыма.
Взгляд останавливается на каменном мысе отрога массива Чирка-Каясы.
Погожим субботним днем на зеленой лужайке в центре исара расположилось на чаепитие несколько семейств с детишками. Часть из них пришла из Алсу, другие поднялись из Черноречья от Чоргуньской башни. Отрадно, что все участники походов заранее наметили маршруты и знали, куда идти и что смотреть. После чаепития они вернулись на поляну с каменными спиралями и по крутой каменистой тропке вдоль скалы направились к мезолитическому гроту Мурзак-Коба. Экспедиция Бибикова в 1938 году обнаружила на территории грота парное захоронение кроманьонцев эпохи верхнего палеолита. Причем у женщины (около 25 лет) была прижизненная ампутация фаланг мизинцев. Мужчина 45 лет — без особых повреждений. «Семейную пару» просто привалили камнями на полу грота, явно выраженной могилы не было. Из настенной живописи осталась только современная мазня типа «Здесь были Ося и Киса». Грот сухой и иногда используется туристами для ночевок. Но удовольствие это на любителя. Кроманьонцы утилизацией пищевых отходов особо себя не утруждали, кости съеденных животных бросали вниз на склон. Исследователи узнали, что в рационе обитателей грота были козы, кабаны, олени и даже медведи. А основное повседневное блюдо — улитки. Мы улиток искать не стали, выпили травяной чай из термоса, съели по яблочку и отправились в обратный путь.
Один из лучших проводников по Крыму — севастополец Владимир Илларионов.
Как добраться
От рынка на 5-м километре Балаклавского шоссе ходит достаточное количество автобусов в Байдарскую долину. Можно доехать до поворота на Алсу. Можно с автовокзала ялтинским автобусом доехать. Возвращаться с той же остановки на повороте к Алсу. Второй вариант — доехать до села Черноречья и прогуляться пешком к исару. Тропа не очень крутая, по ней можно и спуститься. Можно комбинировать пути-дороги. Удачи!
Источник