За уралом братцы за рекой савельева



Библиография по казачеству

Исследования

Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. 2-е изд., испр. Краснодар, 2011.

Вальченко А.В. Хоровое искусство на Дону (XVIII – начало XX века): исследование / Под ред. Т.С. Рудиченко. Ростов н/Д, 2014.

Дигун Т. Слоговая музыкально-ритмическая форма в донецких протяжных песнях // Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Сборник трудов: Вып. 29. ГМПИ им. Гнесиных. / Ред.-сост. Ефименкова Б.Б. М., 1976. С. 182-204.

Дигун Т.В. О многоголосном строении протяжных песен Северского Донца // Традиционное народное искусство и современность (вопросы типологии). Сборник трудов. Вып. 60 / Отв. ред. Енговатова М.А. М., 1982. С. 93-102.

Дигун Т.В. О ритмическом и мелодическом строении донецких протяжных песен // Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (Вопросы типологии). Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 91. / Отв. ред. Б. Б. Ефименкова. М., 1987. С. 4-32.

Дигун Т.В. Протяжные песни донских казаков: дис. … канд. искусствовед. М., 1985.

Донская свадьба. Вып. 1. Материалы архивов и публикации XIX века / Сост., авт. комментариев и прим. Рыблова М.А., Когитина А.В. Волгоград, 2019.

Иванов А.Н. Системно-теоретические проблемы казачьего эпоса. М., 2012.

Кабанов А.С. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях // Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства. Сб. науч. тр. НИИ культуры. № 88. М., 1980. С. 80-106.

Кабанов А.С. Многоголосие и ритмика протяжной песни донских казаков // Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального художественного творчества: Сб. науч. трудов. Вып. 110. М., 1982. С. 99-143.

Кабанов А.С. Структура песенного репертуара в традиционных фольклорных коллективах донских казаков // Репертуар художественной самодеятельности: Современность традиций. М., 1983. С. 131-157.

Логинов А.Н. Костюм донского казачества в XVI-XIX веках / Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр повышения квалификации» Волгограда. Волгоград, 2008.

Материалы международных студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Донецкого национального университета на Верхний Дон (Волгоградская и Ростовская области: 2001, 2003, 2005-2007, 2010-2012 гг.) / Под общей ред. П. Т. Тимофеева. Донецк, 2013.

Мурзина И.Я. Оренбургское казачье войско: культура и быт / И.Я. Мурзина, Т.К. Махрова, А.А. Мурзин. Екатеринбург, 2013.

Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX – начала XX века: каталог. 2-е изд. Вешенская, 2018.

Памяти А.М. Листопадова: сб. науч. ст. ростов н/Д, 1997.

Пенская Д.С., Кабанов А.С., Сербина Н.В. «Течет речка по песочку…»: история одной песни // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2015. №6. С. 40-106.

Проценко Б.Н. Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, народная медицина, поверья, приметы: научно-популярное издание. Ростов н/Д, 1998.

Рудиченко Т. О песенной традиции родины А.М. Листопадова (К вопросу о многоголосии донской казачьей песни) // Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Сборник трудов: Вып. 29. ГМПИ им. Гнесиных. / Ред.-сост. Ефименкова Б.Б. М., 1976. С. 205-225.

Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов-на-Дону, 2004.

Рудиченко Т.С. Традиции музыкального фольклора Дона: особенности формирования и функционирования // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы Международной науч. конф. / РАМ им. Гнесиных М., 2008. С. 135-143.

Рыблова М.А. Календарные праздники донских казаков. Волгоград, 2014.

Современное состояние казачьей песенной традиции и проблемы ее изучения: тезисы научной конференции (22-25 апреля 1983 г.) / Отв. ред. М.А. Ентоватова, сост. Е.А. Демиденко, Т.М. Павлова, В. Сигина. М.: Комиссия музыковедения и фольклора СК РСФСР, 1983.

Пособия

Виноградов В., Бражник В., Косюк В. Развесёлое было времечко. Русские народные песни Свердловской области: учебно-методическое пособие. Ч. 1. Екатеринбург, 2018. (В помощь народно-хоровым коллективам. Вып. XXXIV).

Виноградов В., Бражник В., Косюк В. Развесёлое было времечко. Русские народные песни Свердловской области: учебно-методическое пособие. Ч. 2. Екатеринбург, 2018. (В помощь народно-хоровым коллективам. Вып. XXXV).

Никитенко О.Г. Диалектное пение: учебно-методическое пособие по вокалу на материале традиционных казачьих песен Волгоградской области. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014.

Читайте также:  Sensi affect chernoburkv река

Шпарийчук И.В. На краю Руси обширной: учебно-методическое пособие по курсам «Хоровой класс», «Спецкласс» и «Русское народное музыкальное творчество». М., 2018.

Песенные сборники

60 песен станицы Баклановской в звукозаписях Л.А. Якоби, Л.А. Антиповой, Е.О. Засимовой / Ред.-сост. Е.А. Дорохова, Д.В. Морозов. Ставрополь, 2018.

А мы ноня гуляли: учебно-практическое издание / Авт.-сост. С.Ю. Пальгов, В.А. Шилкин. Волгоград, 2015.

Альбрехт Е.К., Вессель Н.X. Сборник солдатских, казацких и матросских песен. Вып. 1. 100 песен. СПб., 1894.

Атаман Платов в песнях и преданиях / Сост. В.Г. Смолицкий и др. М., 2001.

Бакке В. Между двух гор Речка-Енисей: репертуарный сборник редакций, переложений и обработок сибирских песен для различных народно-певческих исполнительских составов. М., 2016.

Вы поля, мои поля. Народные песни Котовского района Волгоградской области. Вып. 3. / Авт.-сост. С.Ю. Пальгов, Н.И. Дьякова. Волгоград, 2008. (Серия «Песни Волгоградской земли»).

Гилярова Н.Н. Голоса Хопра: книга для взрослых и детей. М., 2001.

Голос земли родной: историко-фольклорный сб. / Сост. Ю.А. Хачатурян. Ростов н/Д, 2003.

Голубинцев Н.Н. Песни донских казаков / Сост. Н.Н. Голубинцев. М., 1911.

Донские казачьи песни / Сост. Т.С. Рудиченко. Ростовн/Д., 2006.

Донские казачьи песни. Собрал и издал А. Пивоваров. Новочеркасск, 1885.

Занималась заря. Народные песни Фроловского района Волгоградской области. Вып. 4. / Авт.-сост. С.Ю. Пальгов, О.С. Семененко, В.А. Бахвалова. Волгоград, 2008. (Серия «Песни Волгоградской земли»).

Казачий эпос: Былины и исторические песни. Т. 1. Эпические песни / Отв. ред. В.В. Новожилов, вступ. ст. А.С. Каргин, подготовка фольклорного материала к изданию, сост. и комментарии А.Н. Иванов. М., 2012. (Памятники русского музыкального фольклора).

Казачий эпос: Фольклорные материалы и исследование. Т. 2 / Сост. А. Н. Иванов. М., 2014. (Памятники русского музыкального фольклора).

Козырев А.А. Уж ты. Батюшка, наш быстрой Терек: песни гребенских и терских казаков. М., 2015.

Коротин Е.И. Музыкально-песенный фольклор уральских (яицких) казаков (на материале 106 нотированных песен). СПб., 2012.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.1, ч.1. М., 1949.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.1, ч.2. М., 1949.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.2. М., 1950.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.3. М., 1951.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.4. М., 1953.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т.5. М., 1954.

Малый П. Русские народные песни Оренбургской области. М., 1980.

Марахтанова Г.Н. Песни терского казачества. М., 2003.

Народные песни Свердловской области / Сост. Л.Л. Христиансен. М., 1950.

Пальгов С.Ю., Дьякова Н.И. Проснётся день красы моей. Народные песни низовых казаков Волгоградской области: хрестоматия. Волгоград, 2016.

Песни Волгоградской земли. Вып. 2. Народные песни хутора Ильменский-1 Михайловского района / Авт.-сост. С.Ю. Пальгов. Волгоград, 2007.

Песни донских и кубанских казаков / Сост. С. Бугославский, И. Шишов. М., 1937.

Песни донских казаков, напетые А.И. Каргальским / Зап. и сост. А. Мехнецова и В. Бахтина. Л., 1979.

Песни казаков Южного Урала (по экспедиционным записям из Кизильского района Челябинской области). Сборник песен с аудио-, видеоприложением (2 DVD) / Сост., предисл. К.А. Крылов. СПб., 2019.

Песни сибирских казаков / Сост. С.В. Голубцов. Омск, 2011.

Песни сибирского воинства / Зап., нотация, сост., предис. и прим. Н.А. Шульпекова. Красноярск, 2001.

Песни уральских казаков / Зап. Александра и Владимир Железновы. СПб, 1899.

Песни уральских казаков / Зап., нотирование, сост., вступ. статья и коммент Т.И. Калужниковой. Екатеринбург, 1998.

Пляска донских казаков в постановке И. Петренко. Репертуарный сборник армейской художественной самодеятельности. М., 1951.

Поет и танцует ансамбль «Хопер» / Сост. В. Борцов. Волгоград, 2000.

Пошли наши казачонки. Народные песни Урюпинского района Волгоградской области. Вып. 6. / Авт.-сост. С.Ю. Пальгов. Волгоград, 2014. (Серия «Песни Волгоградской земли»).

Родные напевы. Старинные и современные русские народные песни Урала. Вып. 1 / Сост. А. Лазарев, нотная зап. В. Хоменко. Челябинск, 1969.

Читайте также:  Законодательство строительство на реках

Русская традиционная культура. 1998. №2. Народные песни донских казаков Волгоградской области.

Савельев А.М. Сборник донских народных песен А. Савельева. Новочеркасск: Изд. Дон. Войск, стат. комитета, 1866.

Савельева Н.М. За Уралом, братцы, за рекой. Народные песни и наигрыши оренбургских казаков. Оренбург, 2009.

Савельева Н.М. Запоем-кася, братцы, песню новую. Народные песни и наигрыши Оренбургской области. М., 2018. + аудиоприложение (CD).

Сборник уральских казачьих песен: 162 песни и 18 стихотворений Урал. и др. казачьих войск / Собр. и изд. Н.Г. Мякушин. СПб., 1890.

Скопинцева Т.Ю., Посадская И.П. Как во саду было, садику… Оренбург, 2018.

Сластёнова И.В. Селезень утицу догонял: Игровой фольклор Волгоградской области: Репертуарно-методический сборник. Вып. I / ВГИИК, ВГПУ. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006.

Старинные казачьи песни в подлинном распеве: учебно-практическое издание / Авт.-сост. С.Ю. Пальгов, О.В. Капля. Волгоград, 2016.

Ты здорово, брат, служивый: сб. из сотни лучших казачьих песен / Сост. Н.А. Шульпеков. Красноярск, 2015.

Уральские народные песни в записях Л. Л. Христиансена (Белоярский район Свердловской области) / Сост. В.М. Сулейманов, вступ. ст. Т.И. Калужниковой, очерк об О.Н. Князевой Г.Н. Шеварова. Екатеринбург, 2019.

Уральские народные песни / Собрал и сост. И.С. Зайцев. Челябинск, 1969.

Фольклор хопёрских казаков: материалы краеведа В.А. Апраксина / Ред.-сост. И.Е. Посоха, Н.Е. Котельникова, В.Л. Кляус. М., 2012.

Христиансен Л. Уральские народные песни / Под общ. ред. С.В. Аксюка. М., 1961.

Щуров В.М. Песни алтайских казаков. Барнаул, 2010.

Щуров В.М. Русские песни Алтая. Вып. 1: Песни Убинско-Ульбинской долины. М., 2004.

Щуров В.М. Русские песни Алтайского Беловодья. М., 2009.

Источник

За уралом братцы за рекой савельева

КАЗАКИ НЕ ПРОСТАКИ — ВОЛЬНЫЕ РЕБЯТА!

На протяжении всей истории служивой в составе россиской армии донцы не забывали жизнь своих пращуров — вольную, независимую. Много песен о той жизни утратилось, некоторые же входили «полковой» репертуар — тем самым они и сохранились до сих пор. «За Уралом за рекой» — та самая песня, воспевающая свободолюбивую вольную жизнь казаков(«казаки гуляли», «вольные ребята», «мы добычу отобьем»), а также казачью удаль, жизнь «степных воинов» («не каленою стрелой за Урал пущают», «наш товарищ вострый нож, шашка-лиходейка»). Если добавить к этому казачий залихватский напев, с зычным басом, приятным слуху дишкантом — получается чуть ли не самая «казачестая», грубо выражаясь, песня! А то что дергали казаки и московских купцов, ихний товар — так ведь казаки не торгашам служили, и не с ними были в союзе, а были они на службе у царя. Само собой под раздачу попадали басурманские купцы.

На Дону, вследствие того, что песня была неотъемлемой частью полковых песельников, бытовало два варианта — протяжный и походный. По свидетельству казаков из станицы Слащевской протяжный распев — старый, а походный соответственно новый. Оба варианта слащевцы и сыграли на магнитофон знатоку казачьих песен Андрею Сергеевичу Кабанову. Федосеевские казачки сыграли протяжный (жалко, что запись худо оцифрована), мрыховцы играли походный вариант. Распев с Мрыховского поет ансамбль Вольница из Ростова. Протяжный вариант заводят заводят, как правило, два человека.

Ай, за Уралом за рекой,
Казаки гуляют,
Ай, не каленою стрелой
За Урал пущают.
Ай, да пьем да гуляем!
ЗА Урал пущают.

Ай, казаки не простаки —
Вольные ребята!
Ай, хоть на шапках тумаки —
Все живем богато!
Ай, да пьем да гуляем!
Все живем богато!

Ай, сюю ночку мы не спим
поле разъезжаем,
Ай, всю добычу стережем,
Свищем, не зеваем!
Ай, да пьем да гуляем!
Свищем не зеваем!

Ай, вот сибирские купцы
Едут с соболями,
А мы братцы-молодцы
Налетим орлами!
Ай, да пьем да гуляем,
Налетим орлами!

Ай, мы добычу отобьем
Сядем, попируем,
Крепко выпьем, запоем,
Всю горе забудем!
Ай, да пьем, да гуляем!
Всю горе забудем!

Читайте также:  Где находится река где золото

Ай, наш тоарищ острый нож,
Шашка-лиходека!
Ай, пропадем мы ни за грош,
Жизнь наша копейка!
Ай, да пьем да гуляем!
Жизнь наша копейка!

За Уралом за рекой,
Казаки гуляют!
Э-эй! Живо не робей!
Казаки гуляют!

Не каленою стрело
За Урал пущают!
Э-эй! Живо не робей!
За Урал пущают!

Казаки — не простаки,
Вольные ребята!
Э-эй! Живо не робей!
Вольные ребята!

Они мало ночку спят,
В поле разъезжают!
Э-эй! Живо не робей!
В поле разъезжают!

Вот московские купцы
Едут со товаром!
Э-эй! Живо не робей!
Едут со товаром

Мы добычу отобьем,
Сядем попируем!
Э-эй! Живо не робей!
Сядем попируем!

Сядем попируем,
Про горе забудем!
Э-эй! Живо не робей!
Про горе забудем!

Слова в походном варианте часто варьируются, за место московских бывают и сибирские с астраханскими купцы, Припев же бывает «Пей, гуляй!».

На верхнем Урале, в бывшей ст. Григорьевской (ныне — село) поют тоже протяжно и схожий по тексту вариант. А вот у уральцы из поселка Круглоозерный слова песни сильно трансформировали под чисто служивскую песню:

За Уралом за рекой
Казаки гуляли,
Закаленную стрелу
За Урал пускали!

Припев:
Славно братцы ой да люли!

Казаки не дураки —
Славные ребята!
На них шапки-тумаки —
Все живут богато!

Для горилки, чударики
У него всегда стакан,
На врага, врага России
У него всегда аркан!

С пикой, шашкой ессентукской
Он умеет в дружбе жить,
А с молоденькой девченкой
Он умеет пошутить!

Казак вздумает напиться,
Он напьется на заказ,
А как вздумает сразиться,
Победит врага за раз!

Но при этом лихости в этих словах и напеве ничуть не меньше!

А вот реально описанная история, связанная с этой песней. Как и многие другие песни, эту также не обошла стороной такая вещь как «актуализация» — замена слов в связи с произошедшим событием или иным случившимся явлением. Вероятно еще раньше заместо Урала в этой песне звучал Яик, заместо шашки — сабля, но вот относительно донского устойчивого варианта песни «актуализацию» сделали казаки, следовавшие в Африку с П.Н.Красновым в составе Русской Императорской миссии. Вот что пишет Петр Николаевич в своей повести-дневнике «Казаки в Абиссинии»:

«22-го октября (3-го ноября), среда. Светало, когда я вышел наверх. Мы проходили Дарданеллы. С обеих сторон тянулись невысокие холмы, покрытые кое-где мелким кустарником, у подножия их стояли турецкие батареи. Группа судов была у входа. На батарее у казармы ходил часовой, да турецкий трубач играл заунывную зорю. От берега отделилась белая шлюпка под турецким флагом, на ней подняли косой парус и она быстро подошла к пароходу. Поверили бумаги, дали пропуск и «Царь», замедливший ход, опять помчался по узкому проливу. Берега стали уходить; показалась высокая гора, почти голая, мутно-серого цвета, у подножия ее лепился маленький городок-остров Тенедос. На вершине красивая руина генуэзской крепости, памятник былого владычества над морем этих англичан средних веков. И опять море, чуть волнующееся, покрытое сетью небольших лазурных волн.
На юте собраны песенники. Высокий уралец Сидоров мягким тенором заводит:

«За Авашем (Аваш — река в Абиссинии), за рекой
«Казаки гуляют
«И каленою стрелой
«За Аваш пускают!

Хор дружно подхватывает и перефразированная казачья песня звучит и переливается над голубыми волнами Эгейского моря.
Сидорова сменяет лейб-казак Любовин. Нежный баритон его чарует собравшихся. «Египетская принцесса, выходит на ют и, приспустив чадру, слушает чуждые ей напевы казачьих песен.»

В 3 томе сборника «Песни донских казаков» А.М.Листопадова эта песня в протяжном и скором варианте есть под номерами 202 и 203.

На данной фотографии запечатлены те самые казаки-гвардейцы абиссинской миссии.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24