За водой на реку с коромыслом ходили что это такое

Коромысло – искусство баланса

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

— Никто по воду не ходит. Коромысла не берёт.
Стали жить по новой моде — завели водопровод.
Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума — по домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном к берегам её зелёным
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик, — и вода бежит рекой!

Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.

Такой предмет, как коромысло, многие, наверное, уже забыли, а кто-то может о нём и вовсе не слышал. Тем более о его глубинной функции. А ведь когда-то коромысло было одним из важных помощников в хозяйстве и жизни и имелось в каждом дворе. Сейчас же коромысла можно встретить разве что в музеях, в далёкой сельской глубинке да на картинах художников…

Хоть коромысло предмет и незамысловатый, но пользоваться им нужно уметь. На Руси даже был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду.

  • Когда только идёшь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой.
  • Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.
  • Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды или выстиранного в реке белья, на его середину крепили металлическую пластину.
  • Порой воду приходилось носить на дальние расстояния. И чтобы было не так тяжело нести вёдра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое.

Прежде считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в вёдрах на коромысле. И дочерей учили, что под коромыслом не следует сгибаться, нужно не идти, а «плыть, словно лебедь». Поэтому женщины, носившие воду таким образом, отличались крепким здоровьем, хорошей осанкой и красивой походкой – всё это помогало им удерживать равновесие и умело балансировать на любой поверхности, будь то узкая тропинка, овражек, кочка какая или брёвнышко. И привлекать любующиеся взгляды случайных прохожих…

Может потому сейчас так много сутулых барышень, что нет в их жизни такого замечательного тренажёра?

За водой с коромыслом ходила девица.
Целый век — не могу на неё надивиться:
Эко статно ступает, воды не плеская,
Глаз лаская, — архангельская ли, тверская.

А вода из колодца – как тайна живая,
Достается глубинная, зоревая.
И летит, точно радуга вечного смысла,
На плечах расписное ее коромысло.

Шла девица ли, старица ли, молодица…
Наглядеться никак не могу, надивиться:
В рукавицах, как птица, в сугробах мелькая,
Вся такая сибирская ли, костромская…

Были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные.

Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только вёдра, но и выстиранное белье. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло.

Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать вёдра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи…

Поэтому вместо неё стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали вёдра.

Мастера, умевшие изготавливать лёгкие, удобные и красивые коромысла, раньше жили в каждой местности. И у каждого талантливого мастера был свой почерк, который можно было легко узнать по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с вёдрами.

Читайте также:  1380 битва на реке шелони

Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне отвечает древесина ивы, липы, осины и берёзы.

В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами.

Такие коромысла получались достаточно прочными и в отдельных случаях могли служить 50 лет и более, передаваясь по наследству.

Коромысло – предмет со смыслом

Все бытовые предметы, которые раньше создавал человек, имели под собой прочную смысловую основу. Они не просто были незаменимыми помощниками в хозяйстве, они ещё и помогали гармонизировать жизнь, привнося в неё высокий лад.

Так коромысло в своём масштабном проявлении – радуга. С помощью этого небесного коромысла богиня Громовница черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Хранится это коромысло на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.

Кроме того, в более приземлённом смысле коромысло с вёдрами – символ отношений мужчины и женщины: когда оба ведра наполнены, то и нести их легко, а если одно пусто, а другое полно, то и идти будет неудобно – то в одну, то в другую сторону заносить будет, да и велика вероятность воду разлить. Так и отношения могут быть однобокими, да и скорее всего ничего путного из них не выйдет.

Вёдра на коромысле символ баланса и дело ношения воды было на Руси сугубо женским. Так и в отношениях – задача женщины сохранять баланс.

С помощью коромысла женщина училась удерживать баланс физически, а попутно с мышцами тренировался и мозг, исподволь овладевая искусством баланса.

Почему баланс – женская задача?

Потому, что по природе у женщины есть задатки для успешного выполнения этой задачи – её ум от природы более гибкий, более пластичный, чем мужской конкретно-действенный.

Таким образом, получается, что повседневное бытовое действие являлось тренажёром и выполняло задачи инициации.

Вы можете возразить, что не только женщины в ту пору носили воду, мужчины тоже брались за этот труд.

Да, брались, да только не брались за коромысло, — не мужская это задача. Им гораздо проще взять вёдра в руки, чем заморачиваться с «лебединой походкой», стараясь не расплескать воду.

Сейчас коромысло кануло в прошлое, а вместе с ним и замечательная традиция утекла сквозь века. Возможно, потому и баланса во многих отношениях стало гораздо меньше, так как не тренируются в этом женщины ежедневно…

А вот произведения классической живописи ещё хранят воспоминания о коромысле и об искусно балансирующих женщинах:


Сорока (Васильев) Григорий Васильевич «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии»

Алексей Венецианов «Встреча у колодца»

К.Маковский «Девушка с коромыслом»

Ф.А.Малявин «Женщина с коромыслом»

К.Васильев «У колодца»

И. Рязанова «Морозко»

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Источник

Коромысло. Народная смекалка

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Быт народа, предметы быта больше всего могут рассказать о его особенностях и характере. Одним из таких предметов, которым пользовались на Руси повседневно было коромысло.
С коромыслом русские женщины, отправлялись за водой или с бельём на реку, колодец или ключ. Чтобы переносить тяжелые вёдра с водой, применялось коромысло – дугообразная палка, которая сужалось к краям, а в середине, в ее широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез под шею. На концах которой крепились металлические крючки для вёдер, а в XIX веке посередине прикреплялась металлическая пластина, чтобы коромысло не треснуло под тяжестью. Древнее коромысло не имело металлических элементов, а вместо крючков делались для ведер выемки в дереве. Известны коромысла разной формы гнутые, вырезные и палкообразные, или прямые с цепями (или веревкой) и крючками на концах.

Читайте также:  Какая рыба есть на реке угре

Коромысла производили из липы, осины, ивы, потому что их древесина отличалась гибкостью и упругостью. Носили вёдра коромыслом на одном плече или другом попеременно, или на двух плечах. Народная мудрость гласит «Бабий ум – бабье коромысло: и криво, и зарубисто, и на оба конца» или «Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».

Что известно о происхождении слова «коромысло»? В словаре Ожегова «коромысло» — это толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для ношения вёдер на плечах, а в словаре В. Даля слово «коромысло» означает одиночный водонос, лучковатый рычажек, которым на плече носят пару ведер, либо две связки белья. Больше ничего о этимологии найти не удалось.

Попробуем объяснить происхождение слова коромысло. По нашему мнению слово «коромысло» происходит от «ко» — это предлог и слов, «ромы» – рамы, раменья или плечи – и «сло» – ослоп, то есть жердь, палка. Получается, что коромысло – это палка к плечам. В древности возможно слово звучало, как корамыслоп, затем ос течением времени глухое п в конце слова исчезло.

Как говорится в пословице, «Пыль столбом, дым коромыслом не то от пляски, не то от таски».
И действительно в избе дым от табака и источников огня, называвшийся в древности духаном, поднимаясь вверх, витал у стен ближе к полу, то есть приобретал форму коромысла.

Многие народы особенно в Азии и Африке переносят предметы на голове до сих пор, без всяких изысков и смекалки. В старые времена людям было важно облегчить свою жизнь, поэтому и придумывались приспособления или предметы их облегчающие.

Почему ведра и белье легче было переносить на коромысле? Центр тяжести человека находится в районе солнечного сплетения, и если ведра нести в руках, то центр тяжести опускается ближе к паху, да и ведра с водой руки оттягивают. Идти тем легче, чем выше центр тяжести. Эту задачу и решает коромысло. И еще коромысло было изогнуто, что при правильной ходьбе гасло колебания ведер.

А еще с коромыслом связана народная примета позволявшая определять предстоящую погоду. Поздним вечером смотрел человек на серп луны, и если тот находился под наклоном словно крючок под ведро на коромысле, то погода будет хорошей, которая так и называлась «вёдро».

Источник

Коромысло

Категория: История

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 46 118, фото: 18

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

— Никто пó воду не ходит. Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде — завели водопровод.
Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума — по домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, — и вода бежит рекой!

Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.


Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.

На Брянщине с помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать. Бегаешь, бывало, постреленком, забежишь наперед к матери, попьешь воды прямо из ведра — и уйдет куда-то усталость, и будто новые силы прихлынут.

Читайте также:  Заполни таблицу выдели окончания имен существительных река конь седло

Ношение воды на коромысле — целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло — в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают.

У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом — держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. Будет тебе и от соседей нагоняй. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.

В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.

Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.

Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой — на плече идущей сзади.

О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:

«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».

«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
«Пыль столбом, дым коромыслом — не то от тоски, не то от пляски!»

Чаще всего изготавливают коромысла (рис. 1) из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже — из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5. 7 см и длиной 190. 210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком (рис. 2). Коромысло украшают резьбой, раскрашивают (рис. 3), что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.

Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести (рис. 1,в), которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Коромысла, как рассказывают старожилы-односельчане, служили в отдельных случаях 50 лет и более.

В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.

Нет, нет, да все еще встретишь в русских деревнях коромысло.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24