Заброска на реку подломка

Отчёты о походах

Виды туризма

Отчет о водном спортивном учебно-тренировочном походе третей категории сложности в Архангельской области по рекам Подломка и Кожа, совершенном с 2 по 14 июня 2017 года

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие туристы из Санкт-Петербурга и Таллинна. Руководитель – Фёдоров Николай Васильевич.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил на территории Архангельской области Российской Федерации в географическом районе Русского Севера.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность
сплав общая ходовых дней
водный третья 146 км 13 дней 8 дней 02.06 – 14.08 2017

Группа из одиннадцати человек на двух четырёхместных, одном двухместном катамаране и байдарке.

4. Подробная нитка маршрута:

г.Санкт-Петербург – г. Плесецк – р. Подломка – о. Лопозеро – о. Жилое – шиверы Оленьи Рожки – о. Кожозеро – р. Кожа – порог Мельничный – порог Падун – порог Дедов пруд – рыболовная заградительная станция и порог Щурус – пороги Железные Ворота – порог Сиванга – порог Кямус – порог Юг – д. Усть-Кожа – пос. Пороги – г. Архангельск – г. Санкт-Петербург

5. Определяющие препятствия маршрута

При определении категории сложности (к.с.) водных препятствий использовалась «Таблица оценки трудности водных препятствий» (Приложение 5 раздела 2 Регламента по спортивному туризму) и «Перечень классифицированных и эталонных туристских маршрутов и препятствий», а также общепринятые лоции данного маршрута. Уровень воды в реках крайне высок.

Вид препятствия Категория сложности Длина препятствия Характеристика препятствия Способ прохождения
р. Кожа
пор. Мельничный
(по большому счёту – цепь перекатов)
1+ – 2+ 1,6 км Отдельные перекаты. Максимально сложен и интересен в среднюю воду. В большую – просто валы с произвольной линией движения. В малую – всё прощает, в любой момент (сев на камень) можно вылезти и спокойно сняться. Сплав, прохождение тандемами при взаимной страховке. В самом конце порога нужно вовремя отвернуть вправо от каменистой отмели (в нашу воду затоплена), а затем грамотно влиться в финальную “горку” с заметными валами. Без осмотра.
пор. Падун. 4+ 250 м Входная шивера разбивается островом на «канализацию» слева и основную струю справа на некрутом правом повороте. Первые ворота ограничены слева островом, справа камнем, и представляют собой пологий слив с небольшими 0,5 м ступенями. Далее следует участок быстротока около 40м до вторых ворот, ширина не более 4м, прямой пологий язык и прямая бочка. Далее основная струя сваливается вправо. Слева у острова высокие отбойники от зубьев. Двухметровый косой слив V-образной формы, образован отбойниками от правого до левого берега. Вторая ступень слива (1,5м) сваливается в мощную косую бочку, наиболее косую в центре. Возможен проход вдоль правого берега. Сразу за порогом вдоль ПБ удобная суводь для страховки. За порогом продолжается шивера не менее 150 м. Мы оценили порог в нашу воду 4С-5А. Сплав. Чалка сразу c правого берега в суводь, где висит портрет Че Гевары – там начинается тропа обноса. Стоянок достаточно, все в начале порога. Осмотр и страховка с берега спасконцами и с воды катамараном.
Прохождение рекомендуется вдоль ПБ, струя несет мимо мощной косой бочки в центре.
пор. Дедов Пруд 2- Правый поворот, остров, основная (левая) протока перегорожена грядой, проход у самого острова. Перед порогом на ЛБ – неплохая стоянка с видом на порог. Сплав, прохождение тандемами при взаимной страховке. Без осмотра.
“Рыбзабор” В большую воду его не выставили, семга ещё не пошла на нерест. Очевидно, обнос по травянистому косогору.
пор. Щурус 3+ 300 м Скальное сужение, косой высокий слив в бочку, затем ещё небольшой слив (с валом либо бочкой в разную воду). Перепад составляет 4,5 метров на 30 метрах длины. Крутой двухступенчатый слив сложной структуры. После входной шиверы мощный прижим к скале ЛБ, за ним слив в бочку до 1,5 м, далее по языку струя идет во второй слив высотой 1,5 м, с длинной косой бочкой через всю реку. Удобный короткий обнос для катаний. Бочка проносная. Две избы, в одной из которых периодически живёт рыбнадзор. Много места для стоянки, как на самом мысу, так и чуть ниже по течению.

Страховка с берега спасконцами у поворота влево и с воды катамараном. Рекомендуется держаться ЛБ, но при этом не притираться к нему, так как можно ударить судно о скалу в пене.

пор. Железные ворота 3 400 м Шивера с валами и камнями в струе

Сплав, прохождение тандемами при взаимной страховке. Без осмотра.

пор. Сиванга 2 – 3+ 200 м В высокую воду широкая шивера без островов (они залиты) сливается с большой плиты через всю реку. Слева – маловодно, с плиты можно прыгнуть и сразу зачалиться в суводь ЛБ. В центре – мощная держащая бочка. Справа торчит камень в сливе с огромным деревом на нем, за камнем очень мелководная протока. Походной колонной слева, в обход главной бочки. В бочке можно завариваться и кататься.
пор. Кямус 2 – 4- 100 м Сразу после Сиванги. Струя у скалы ПБ уходит вправо, слева большое улово, в низкую воду там может быть пляж. Над уловом ЛБ мыс-плита с пирамидкой из туристского барахла, бревен, спиннингов. На заходе над главным сливом небольшая бочка-ступенька, может придержать. В главном сливе слева мощная бочка, справа – хороший чистый язык. Затем красивая длинная шивера с локальными камнями и бочками. Рекомендуется идти сходу по центру в высокую воду. Для катания можно зачалиться в суводи ЛБ, но из нее тяжело выйти на середину струи выше слива.
пор. Юг 2 – 3- 300 м П.Юг и Котел – это по сути один протяженный порог. Сначала идет язык с валами по центру, справа и слева обливные камни, потом остров, несильная струя уходит влево, после S-образного зигзага 2 небольших слива с плит, справа глубокий, слева мелкий. Ориентир второй ступени порога – огромный валун справа на прибрежной скале.

Сплав, прохождение тандемами при взаимной страховке. Без осмотра.

Участники: Васильева М., Патокина А., Малышева А., Кондратович В., Кирдяшкин А., Калинин И., Романычева К. не проходили порог Падун.

6. Сведения о руководителях и участниках (указан не весь перечень опыта)

Фамилия, Имя,

Туристическая

Обязанности в группе, средство сплава
1. Фёдоров
Николай
Васильевич
+7 921 7504822,

Шавла-Аргут-Катунь(5У), Красненькая – Кутсайоки – Тумча (4Р), Улуг-О – Бий-Хем (5У), Лебежка – З. Лица – Титовка (5У), Лоймола – Уксун (3Р, инструктор), Б. Зеленчук – Уллукам – Кубань (3 с эл. 4У – инструктор), р. Жомболок – Ока Саянская (5Р). Руководитель группы, инструктор, капитан К-4 «SUOMI»
2. Калинкин Антон Александрович

8911-779-09-27 2У (р.Умба) Нач.связь

3. Патокина Анна Владимировна

8953-153-11-89 2У (р. Шуя) Матрос

4. Панов Владимир Владимирович

8905-152-41-35 1Р (р. Волга), н/к (р. Уксун),

2У (р. Шуя), 3У (р. Умба)

5. Васильева Мария Александровна

8911-212-79-00 2У (р. Шуя) Фотограф

6. Оборин Артем Сергеевич

8921-751-69-09 2У (р. Шуя) Капитан

7. Малышева
Александра Александровна
8962-680-33-27 2У (р. Шуя) Медик
8. Романычева
Ксения Олеговна
8931-214-83-29 1Р (р. Оять), 2У (р. Шуя), 3У (р. Умба) Завхоз
9. Кондратович Владимир

(372) 637 – 08 – 96 4У (р. Красненькая-Кутсайоки),

10. Кирдяшкин Александр
Александрович
8921-333- 92-44 1У (р. Нижний Казыр) Матрос

Калинин Иван Валентинович

4У (р. Красненькая-Тумча)

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

При выборе маршрута для водного похода были предъявлены следующие требования:

  • маршрут должен быть 3 категории сложности, при этом график маршрута должен позволять провести семинарские занятий по заявленной программе, а для членов команды, не имеющих права идти препятствия 3 категории сложности, должна быть возможность без труда обнести таковые;
  • заброска и выброска должны осуществляться «колёсами в воду»;
  • на реке приветствуются отдельные ярко выраженные сложные участки, между которыми возможно обустройство стоянок и есть тропы для осмотра участков препятствий и отдельных препятствий, чтобы провести семинарские занятия по тактике, стратегии и безопасности.
  • на маршруте должны быть представлены реки с разным расходом воды.
  • маршрут должен быть включён в «Перечень классифицированных и эталонных туристских маршрутов и препятствий».

Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут по рекам Подломка и Кожа.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска:

Добирались мы из Санкт- Петербурга на поезде 010Я до станции Плесецкая, который уходит от Ладожского вокзала в 14:54 и прибывает на станцию Плесецкая в 08:59 следующего дня, время в пути 18 ч 5 мин. Все тяжелое снаряжение было погружено в багажное купе в штабном вагоне.

О машинах (2 «буханки» УАЗ за 35000 руб.) до р. Подломка договаривались заранее из Санкт-Петербурга с руководителем турклуба Скиталец «https//vk.com/skitalec29» из Северодвинска Владиславом Швецовым, тел.:+7(921) 481-15-85.

Есть еще координаты водителя Андрея из Плесецка Тел.: +7(964) 294-10-61 ГАЗ-66 кунг 20000 руб.

С вокзала мы ехали около 5 часов до места, обозначенного на карте маршрута.

Выброска:

Из пос. Усть-Кожа. Остановились на ночь на противоположном берегу от поселка (то есть на ПБ), прямо напротив причала, Капитан катера, Николай Павлович Муковозов тел.: +7(911)5959688, согласился забрать нас оттуда. Катер ходит по расписанию (билет 150 руб. и 50 руб. багаж), которое нужно и проще всего узнать у Николая Муковозова и подгадать, он же может организовать и спецрейс при необходимости. По нашим наблюдениям вместимость катера составляет 30 человек с грузом.
До пос. Порог было 1 час 40 мин ходу.

Машина из пос. Порог до Архангельска была от турагентства Ветер Перемен «https//vptour.ru» контактное лицо – Седаков Александр. Нам её также заказал Владислав Швецов, так как напрямую с Седаковым Александром договориться не получилось. Из пос. Порог нас забрал водитель микроавтобуса марки Мерседес Спринтер, и мы двинулись в сторону Северодвинска, где нас должна была покинуть Аня Патокина, планировавшая навестить родителей.

В 12:30 мы были в Северодвинске. После долгого прощания помчали в Архангельск, т.к. в 14:45 отправлялся поезд еще у 2х участников – Саши Малышевой. и Александра Кирдяшкина. В Архангельск мы прибыли в 14:00. Попрощались с Сашами и поехали на экскурсию в Малые Корелы. Водитель микроавтобуса согласился свозить нас туда, чтобы не разгружать снаряжение и не оставлять ее в камере хранения. Эта поездка обошлась нам 5000р со всей группы. В Малых Корелах у нас была заказана экскурсия, где-то на час. В Архангельск на вокзал вернулись в 19:00. Погрузив вещи в поезд №289М в 20:43 мы отбыли в Санкт-Петербург.

Полезные телефоны

Арктический комплексный центр МЧС России – филиал ФГКУ “Северо–Западный Региональный поисково–спасательный отряд МЧС России”. Руководитель: Зябрев Валерий Николаевич
тел.: +7 (8182) 278-744. info@nordspas.ru.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

  1. Аварийно можно уехать с порога Щурус. Лесная грунтовая дорога подходит к порогу и ведет в Усть-Кожу. Выше по течению от порога, по левому берегу стоят три дома Рыбнадзора, где постоянно находятся люди, есть лодка, на которой можно сплавиться до Щуруса. У работников рыбназора, по их словам, есть квадроциклы.
  2. Из Усть-Кожи. В Усть-Коже можно встать либо на левом берегу реки Кожи ДО посёлка (полянка после огородов, ПОСЛЕ домиков на правом берегу и проводов через реку), либо на левом берегу Онеги ПОСЛЕ. В первом случае пешком до “Зари” – 2,5 км. Во втором – до “Зари” – метров 700-900. Зато “после посёлка” за вещами приходится непрерывно присматривать, а на ночь на всякий случай выставлять дежурных. “Заря” до пристани “Порог” ходит один раз в сутки в 6 утра по субботам, понедельникам и вторникам, может быть в пятницу в 14:00. По Онеге на “Заре” до “Порога” плыть почти два часа. От пристани до ж/д станции “Пост 243 км” либо полчаса пешком, либо можно найти грузовик в посёлке. Местный поезд Онега-Емца приходит в 14-3 0(стоянка 20 минут, правда в тупике неподалёку от станции), другие поезда – 5-10 (1 мин стоянка, Маленьга-Емца, общий вагон), 16-39 (1мин стоянка, в Вологду). Расписание надо уточнять.
  3. С нового деревянного моста выше Щуруса, но какой транспорт туда может проехать и откуда, нам выяснить не удалось.

4. Изменения маршрута и их причины

Изменений в маршруте не было.

5. График движения

Итого: активным способом передвижения 146 км

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100000.

6. Дневник похода 3 к.с. по рекам Подломка – Кожа. Архангельская область.

День 1. 2 июня – 3 июня

В 10:30 утра закупающая группа встречается на Ладожском вокзале, Саша Малышева сторожит рюкзаки, Аня, Артем и Антон закупают раскладку в Окей рядом с вокзалом по списку. В 12:20 Николай и Маша Федоровы привезли групповое снаряжение на личном автомобиле. Николай обнаружил, что забыл паспорт и в панике уехал за ним.

Закупцы попытались отнести продукты в руках на вокзал, но из-за антитеррористического контроля на входе – это оказалось затратно по времени. Решено было поймать такси, все отвезти на вокзал оптом. Тем временем, Сашу М. отправили покупать багажные билеты, которые долго не хотели ей продавать. Удалось взять последние 8 мест в багажном купе, нам дико повезло.

Ударным трудом удалось распихать все закупленные продукты в гермомешки прямо в зале ожидания вокзала.

За 20 минут до отправления прибыл Николай, весь в мыле. Героически мы закидали каты и другие крупногабаритные баулы в багажный 9 вагон. Наблюдался нервный смех. Все ужасно возмущались по поводу безалаберной, идиотской даже, системы прохода по вокзалу для туристов. Таскать вещи до поезда было ужасно неудобно из-за антитеррористических мер.

Проводница оказалась «душкой», спросила, есть ли у нас багажные билеты на две трубы, которые мы взяли для крепления мотора на катамаран. Дядя Вова дал проводнице «отеческого леща» и с поднятой головой занес трубы в пассажирский вагон.

Дорога в поезде пролетела незаметно, мы грамотно организовали выгрузку, проводница боялась, что мы не успеем выгрузиться за 8 минут на станции Плесецкая, но мы успели за 4 мин!

Фото 1. Железнодорожная станция “Плесецкая”

Возле перрона всех привлек плакат с Василием Ивановичем, Петькой и цистерной спирта. Фото, к сожалению, никто не сделал. Мы вяло и уже устало загружали вещи в 2 буханки, чем вызывали недовольство водил.

Фото 2. Жд станция “Плесецкая”, загрузка вещей

По дороге закупили свежего хлеба, портвейна и вина + 30 литров бензина. Вскоре мы свернули на грунтовку, идущую в поселение Ялгора. Все мужчины сидели в зеленой буханке, за исключением Артема, который охранял всех девушек в серой и следил, чтобы никого не развезло от усталости. В мужском микроавтобусе орали песни под гитару.

Иван, созерцая в окошко «буханки» красоты Архангельской области, заприметил на обочине яркий мешок. Оказалось, что это был гермомешок с документами и ценными вещами Сан Саныча, выпавший из идущей впереди серой «буханки». Оказалось, половину пути серая буханка ехала с отрытой задней дверью, и, кроме того, от неё был потерян ключ, отчего престарелый водитель буханки стал крайне печален.

Забрав находку, молодые люди на зеленой буханке двинулись в вдогонку, продолжая весело распевать и распивать.

Вообще, дорога была очень утомительная, пассажиров зеленой буханки укачивало, приходилось останавливаться и отдыхать. В 16:30 добрались наконец до реки. Повезло, что не было дождя – был снег. Мы быстро поставили лагерь. Стапель закончили к 21:00, Ксюша и Саша героически распаковывали и переупаковывали гермы с едой, распределяя модули с питанием на каждый день маршрута. На берегу кроме нас стояли лагерем 2 туриста из Северодвинска, которые утром привезли группу Кати Даниловой, которую недолюбливает дядя Вова, и это взаимно. Группа Кати ушла утром этого же дня, перед нашим приездом. Отбой к 00:00.

День 2. 4 июня

Подъем дежурных 8:30, группы в 9:00. Из-за плохой, постоянно меняющейся погоды (град-дождь-солнце) спуск катамаранов на воду задержался. Спуск к воде, в придачу, был отвратителен.

Фото 3. Загрузка катамаранов на стапеле

К нашему ужасу, выяснилось, что взятый нами мотор не работает и идти придется весь маршрут на веслах. На воду вышли только в 13:50. Средняя скорость течения по GPS 1,5 км/ч. За день прошли 13,5 км до стоянки на правом высоком берегу перед Лопозером. В 17:00 разбили лагерь. Решено было провести попытку ремонта мотора и как следует отдохнуть перед завтрашним рывком, чтобы нагнать график. Суп на обед был сварен за 25 минут из сушеных овощей. Спасибо дежурным, слава завхозу! Мотор удалось починить, погода становилась лучше, поймали щуку на 1,5 кг, в общем, жизнь налаживалась! Отбой в 23:00.

День 3. 5 июня

Подъем группы в 7:30, дежурных в 7. Назначили физоргом Артема, провели зарядку. Выход на воду в 10:30.

Фото 4. Протока между Лопозером и Жилым озером

Вошли в протоку между Лопозером и Жилым озером, узкая заболоченная, под мотором идти тяжело. Рыба не клевала, поэтому озеро пересекли на максимальной скорости 7,5 км/ч. В реке появилось заметное течение и уклон, берега низкие, тощие осины, зелени нет, зеленеют только ели. Появились первые шиверы, перекаты, камни залиты водой, проход свободный.

В 14:10 встали на обед на ЛБ на стоянке с канистрой, после шиверы и сразу перед крутым левым поворотом. На обед нас ждала солянка

Источник

Читайте также:  Абхазия ущелье реки псырцха
Поделиться с друзьями
Байкал24
Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения Погода
04.06 1 р. Подломка – оз. Лопозеро 13,5 Сплав

постоянно менялась погода (град-дождь-солнце)
05.06 2 оз. Лопозеро – р. Никодимка 32,5 Сплав Небольшая облачность преимущественно солнце
06.06 3 р. Никодимка- р. Кожа – порог Мельничный – порог Падун 22 Сплав

Пасмурно
07.06 4 порог Падун – порог Дедов пруд 20 Сплав Пасмурно и холодно
08.06 5 порог Дедов пруд – рыболовная заградительная станция и порог Щурус 16 Сплав Солнечно
09.06 6 Дневка Солнечно
10.06 7 порог Щурус – пороги Железные Ворота, Чопуй, Кямус, порог Юг 24 Сплав Солнечно и жарко
11.06 8 Дневка Переменная погода, вечером дождь и похолодание
12.06 9 д. Усть-Кожа 18 Сплав Солнечно