Задания по рассказу астафьева васюткино озеро

Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Я иду на урок: 5-й класс

Ольга БАРАНОВА

Ольга Сергеевна БАРАНОВА — учитель русского языка и литературы гимназии № 1 города Полярные Зори Мурманской области.

Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Урок 1. «Заблудился!»

Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:

“Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.

Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать её запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её бескрайностью. И в то же время какая-то опасность таится в этом описании.

А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой новеллы В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом написал он в школьном сочинении. Строгий учитель неожиданно похвалил его работу перед всем классом, и она была опубликована в школьном рукописном журнале. Затем, уже взрослым человеком, В.П. Астафьев записал этот рассказ, назвав его «Васюткино озеро».

На доске дальнейший план урока

1. Будни рыболовецкой бригады (краткий пересказ).

2. Диалог с матерью (чтение, комментарий).

3. Как же так случилось, что не раз бывавший в тайге мальчик Васютка вдруг заблудился? (Пересказ эпизода с глухарём.) Какие законы тайги он нарушил?

4. Эпизод с мухой. Почему он важен? Что понял мальчик? “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя”.

1. Первая ночь в тайге (пересказ эпизода).

2. Продолжайте читать рассказ и по ходу чтения сформулируйте законы таёжной жизни.

Урок 2. «Тайга хлипких не любит»

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о том, в какую трудную жизненную ситуацию попал герой рассказа. Как прошла его первая ночь в тайге? Какие детали указывают на бывалость, основательность Васютки? Что его тревожило? (Проверка домашнего задания.)

— Перечислите законы тайги.

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Беречь патроны.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.

Найдём в тексте описание сибирской тайги (с. 94–95. Все страницы приводятся по учебнику-хрестоматии под ред. М.Б. Ладыгиной. М.: Дрофа, 2006. Ч. 2). Что подчёркивает автор?

“Тайга. Тайга. Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка. ”

Читайте также:  Все об озере питкоярви

— Как чувствовал себя мальчик, чего он боялся?

— Чем он питался? (Пересказ.)

— По каким приметам Васютка нашёл путь к Енисею? Какое открытие сделал Васютка? (Озеро — проточное.) Что это для него значило? (За ним мог быть Енисей, а могло быть и другое озеро.)

— Почему для него было так важно выйти к сибирской реке? (По Енисею ходят пароходы, баржи, он как дорога в тайге, а потому легче привлечь внимание людей и спастись, а в тайге одиноко и опасно.)

— Какие испытания встретились на пути Васютке? (Одиночество, холод, голод, неизвестность, усталость, страх, тоска по родным.)

Домашнее задание. Пересказ эпизода «Встреча с Енисеем», читать рассказ до конца.

Урок 3. «Встреча с Енисеем. Спасение»

Беседа по вопросам

1. Почему встреча с Енисеем так обрадовала Васютку? (Проверка домашнего задания.)

2. Почему последняя ночь на берегу была особенно тревожной для мальчика?

3. Что сделал Васютка, чтобы обратить на себя внимание?

4. Как дедушка, мама и отец встретили мальчика? Почему никто его не ругал? (Выразительное чтение эпизода.)

5. Смысл названия новеллы.

Вывод. Почему мальчик не пропал в тайге? Какими чертами характера наделён герой новеллы?

Домашнее задание. Составьте викторину по новелле для своих одноклассников и/или проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

Урок 4. Пересказ эпизода

Работа со статьёй учебника «Как пересказать эпизод художественного произведения» (с. 110) по вопросам.

1. Что такое эпизод?

2. Почему пересказать эпизод сложно? (Необходимо сохранить особенность авторского повествования, индивидуальность речи писателя и его героев, передать эмоциональное отношение автора к героям и событиям, последовательность и полноту авторских описаний.)

3. Что такое границы эпизода?

Авторами учебника предлагается самостоятельно выбрать понравившийся эпизод и подготовиться к его пересказу. Но это означает, что пол-урока ребёнок будет листать книгу, затем читать, и в итоге много времени будет потеряно. Я пошла по другому пути: на доске ещё на перемене были обозначены страницы и условные названия ключевых, самых захватывающих эпизодов.

1. Охота на глухаря (с. 88–89).

2. Первая ночёвка в тайге (с. 92–93).

3. Встреча с лесным озером (с. 96–97).

4. Наконец-то Енисей! (с. 102).

5. Васютка дома (с. 106–108).

Ученикам давалось право выбрать и другой, не упомянутый эпизод, но они были предупреждены о дефиците времени на подготовку.

После работы со статьёй учебника ребята почти сразу определились с выбором и стали готовиться к пересказу, ещё раз перечитывая пару страниц. Через десять минут я выяснила, кто что выбрал. Надо сказать, что ни один эпизод не остался без внимания. А как быть, если четверо-пятеро выбрали одно? Можно попросить продолжить рассказ товарища, можно предложить дополнить, если упущено что-то важное, можно похвалить, если пересказ безупречен, можно предложить сделать вывод о том, почему этот эпизод так важен и почему ученик остановил свой выбор именно на нём, и приступать к следующему фрагменту. Таким образом удастся опросить и оценить многих.

Домашнее задание. Написать черновик сочинения по новелле «Васюткино озеро».

Урок 5. Классное сочинение-рассуждение по новелле «Васюткино озеро»

1. Расскажу о прочитанной книге (письмо другу).

Источник

Тест по произведению «В.П. Астафьева «Васюткино озеро» для учащихся 5 класса.

Тест по произведению «В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

для учащихся 5 класса.

Цель : проверить знания, умения и навыки обучающихся по теме «В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Инструкция к заданиям.

Работа выполняется на распечатанных листочках теста, где необходимо указать фамилию, имя, класс.

На выполнение проверочного тематического теста по литературе «В.П. Астафьев. «Васюткино озеро» отводится 45 минут.

Тест состоит из заданий 3 уровней сложности: А (базовый), Б (сложный), В (повышенной сложности).

Уровень А включает 11 заданий, в которых из 3 вариантов ответа выберите один. Правильный ответ обведите кружком. Если ошиблись, то зачеркните и обведите новый номер задания.

Уровень В состоит из 4 заданий. Ответы на эти задания сформулируйте самостоятельно, вариантов ответов нет. При ошибке зачеркните неверный ответ, а рядом укажите правильный.

Уровень С включает 1 творческое задание (сочинение-рассуждение). Запишите сочинение в бланке теста.

Обведите кружком номер правильного ответа.

А1. К какому жанру относится произведение В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?

А2. В какое время года происходят события, описанные в произведении?

А3. Отец Васютки и его бригада занимались…

А4. Васютка всех снабжал…

А5. Таков старинный порядок у таёжников: идёшь в лес – бери…

1) еду и тёплую одежду

3) еду и лекарство

А6. Из-за какой птицы Васютка заблудился в тайге?

А7. Васютка ночью в тайге испугался…

А8. Выход к какой реке Васютке казался спасительным?

А9. Какой лес обычно тянется по берегам реки?

А10. Сколько дней искали Васютку?

А11. Васютку спасли и домой доставили на…

1) пароходе «Серго Орджоникидзе»

2) рыбосборочном катере-боте

3) спасательном вертолёте

А12. Где появилось «ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под названием «Васюткино оз.»»?

1) на карте рыбаков

2) на карте мира

3) на районной карте

Запишите ответ после каждого задания.

В1. Что такое затеси?

В2. Кого назвал Васютка в тайге «ведьмой проклятой»?

В3. Вставь пропущенное слово в предложении: «Тайга, наша кормилица, … не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки.

В4. Сколько километров прошёл Васютка?

Напишите небольшое сочинение-рассуждение «образ Васютки в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»» (8-10 предложений).

Система оценивания проверочного теста по русскому языку в 6 классе.

За выполнение заданий уровня А выставляется по 1 баллу.

За выполнение заданий уровня А можно получить 12 баллов.

Источник

Задания к рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (№ 2) (5 класс)

Задания к рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (№ 2) (5 класс)

Задание № 1 : составьте план рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», расположив цитаты №№ 1 — 18 в верной последовательности:

(А) «Вечерами в избушке становилось людно и шумно». (Б) «Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь». (В) «Рыбаки чинили неводы, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили». (Г) «И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!». (Д) «В несколько прыжков очутился возле глухаря и упал на него животом». (Е) «Трава стала попадаться чаще, и уже не отдельными былинками, а пучками». (Ж) «Где это я? — изумленно подумал Васютка. И, окончательно проснувшись, услышал оживленную тайгу». (З) «Он снял телогрейку, кепку и… полез на дерево». (И) «Столько рыбы Васютка еще никогда не видел». (К) «…лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея». (Л) «Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подернутое у берегов ряской». (М) «…перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро, а то, возле которого он ночевал, было всего-навсего заливом — отголоском озера». (Н) «От бота отошла шлюпка. Васютка кинулся в воду…». (О) «…И вот Васютка дома!». (П) «Пароход всё приближался и приближался». (Р) «Через два дня Васютка… шагал по берегу речки вверх, а бригада рыбаков на лодках поднималась следом за ним». (С) «- Анна! Анна! Нашелся пескаришко-то Анна! Где ты там?». (Т) «С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро».

«Рыбаки чинили неводы, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили».

«Вечерами в избушке становилось людно и шумно».

«Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь».

«В несколько прыжков очутился возле глухаря и упал на него животом».

«И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!».

«Где это я? — изумленно подумал Васютка. И, окончательно проснувшись, услышал оживленную тайгу».

«Он снял телогрейку, кепку и… полез на дерево».

«Трава стала попадаться чаще, и уже не отдельными былинками, а пучками».

«Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подернутое у берегов ряской».

«Столько рыбы Васютка еще никогда не видел».

«…перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро, а то, возле которого он ночевал, было всего-навсего заливом — отголоском озера».

«…лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея».

«Пароход всё приближался и приближался».

«От бота отошла шлюпка. Васютка кинулся в воду…».

«- Анна! Анна! Нашелся пескаришко-то Анна! Где ты там?».

«…И вот Васютка дома!».

«Через два дня Васютка… шагал по берегу речки вверх, а бригада рыбаков на лодках поднималась следом за ним».

«С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро».

Задание № 2 : поясните значение следующих слов из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», используя «Материал для справок»:

(1) Рассолодеть; (2) бригада; (3) моторка; (4) бот; (5) омуль; (6) перемёт; (7) невод; (8) конопатить; (9) тóня; (10) патронташ; (11) затеси; (12) валежина; (13) кедровка; (14) кедр; (15) глухарь.

Материал для справок: (А) небольшое гребное, парусное или моторное судно; (Б) производственная группа, выполняющая определенную коллективную работу; (В) дерево, упавшее на землю; (Г) крупная лесная птица семейства тетеревиных; (Д) зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге; (Е) хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых; (Ж) лесная птица отряда воробьиных, темно-бурая с белыми пятнами, питающаяся семенами хвойных деревьев; (З) затыкать щели, дыры в чем-либо (паклей, пенькой мхом); (И) моторная лодка; (К) большая рыболовная сеть; (Л) морская рыба семейства лососевых, которая заходит в реки для метания икры; (М) сумка для ружейных и пистолетных патронов; (Н) рыболовная снасть с крючками, которую натягивают на колья; (О) впасть в расслабленное, полусонное состояние, разомлеть; (П) улов.

впасть в расслабленное, полусонное состояние, разомлеть

производственная группа, выполняющая определенную коллективную работу

небольшое гребное, парусное или моторное судно

морская рыба семейства лососевых, которая заходит в реки для метания икры

рыболовная снасть с крючками, которую натягивают на колья

большая рыболовная сеть

затыкать щели, дыры в чем-либо (паклей, пенькой мхом)

сумка для ружейных и пистолетных патронов

зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге

дерево, упавшее на землю

лесная птица отряда воробьиных, темно-бурая с белыми пятнами, питающаяся семенами хвойных деревьев

хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых

крупная лесная птица семейства тетеревиных

Задания к рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (№ 2) (5 класс)

Задание № 1: составьте план рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», расположив цитаты №№ 1 — 18 в верной последовательности:

(А) «Вечерами в избушке становилось людно и шумно». (Б) «Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь». (В) «Рыбаки чинили неводы, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили». (Г) «И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!». (Д) «В несколько прыжков очутился возле глухаря и упал на него животом». (Е) «Трава стала попадаться чаще, и уже не отдельными былинками, а пучками». (Ж) «Где это я? — изумленно подумал Васютка. И, окончательно проснувшись, услышал оживленную тайгу». (З) «Он снял телогрейку, кепку и… полез на дерево». (И) «Столько рыбы Васютка еще никогда не видел». (К) «…лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея». (Л) «Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подернутое у берегов ряской». (М) «…перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро, а то, возле которого он ночевал, было всего-навсего заливом — отголоском озера». (Н) «От бота отошла шлюпка. Васютка кинулся в воду…». (О) «…И вот Васютка дома!». (П) «Пароход всё приближался и приближался». (Р) «Через два дня Васютка… шагал по берегу речки вверх, а бригада рыбаков на лодках поднималась следом за ним». (С) «- Анна! Анна! Нашелся пескаришко-то Анна! Где ты там?». (Т) «С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро».

Задание № 2: поясните значение следующих слов из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», используя «Материал для справок»:

(1) Рассолодеть; (2) бригада; (3) моторка; (4) бот; (5) омуль; (6) перемёт; (7) невод; (8) конопатить; (9) тóня; (10) патронташ; (11) затеси; (12) валежина; (13) кедровка; (14) кедр; (15) глухарь.

Материал для справок: (А) небольшое гребное, парусное или моторное судно; (Б) производственная группа, выполняющая определенную коллективную работу; (В) дерево, упавшее на землю; (Г) крупная лесная птица семейства тетеревиных; (Д) зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге; (Е) хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых; (Ж) лесная птица отряда воробьиных, темно-бурая с белыми пятнами, питающаяся семенами хвойных деревьев; (З) затыкать щели, дыры в чем-либо (паклей, пенькой мхом); (И) моторная лодка; (К) большая рыболовная сеть; (Л) морская рыба семейства лососевых, которая заходит в реки для метания икры; (М) сумка для ружейных и пистолетных патронов; (Н) рыболовная снасть с крючками, которую натягивают на колья; (О) впасть в расслабленное, полусонное состояние, разомлеть; (П) улов.

Источник

Читайте также:  Назовите эндемиков озера байкал
Поделиться с друзьями
Байкал24