- комплексное занятие «Откуда берутся реки?» план-конспект занятия по окружающему миру
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- «Реки и озера нашего края». (Конспект НОД по познавательно-речевому развитию и экспериментированию)
- Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение
- «Детский сад № 000 комбинированного вида»
- «Реки и озера нашего края».
- (Конспект НОД по познавательно-речевому развитию и экспериментированию).
- Подготовила: воспитатель
- высшей квал. категории
- Саранск,2017г.
комплексное занятие «Откуда берутся реки?»
план-конспект занятия по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_pedsoveta.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Откуда берутся реки?»
Область «Познавательное развитие»
Подготовительная группа №9
Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
- уточнить знания детей о том, откуда берутся реки, ручейки, ключи;
- учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения;
- расширять и углублять знания детей о реках Алтайского края;
- развивать любознательность, желание узнавать новое;
- развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей;
- воспитывать эстетические качества;
- учить выслушивать высказывания товарищей;
- формировать умение работать в команде
- воспитывать любовь к Родине, стремление защищать и сохранять природные богатства России.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, видеосюжет «Рождение реки», два желоба и емкость с водой, презентация «Легенда о Бии и Катуни», правила поведения на реке, альбомные листы и цв. карандаши на каждого ребенка.
- просмотр научно-познавательных фильмов, беседы о реках;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- чтение стихов, произведений;
- дидактическая игра «Круговорот воды в природе»;
- рассматривание карты Алтайского края.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь и с нашими гостями.
Ребята, закройте глаза и представьте себя весенним ручейком, который течет по лесным проталинкам, извиваясь и все больше наполняясь водой.
Водичка чистая, прохладная, бежит, журчит, греется под лучами солнца.
Давайте потянемся к солнышку, согреемся его теплом (поднять руки, потянуться, сделать вдох-выдох). Радуются деревья и цветы, оживает лесная природа. Появляются подснежники. Они благодарят ручеек за чистую теплую водичку. Вдохните свежий лесной воздух, улыбнитесь цветам и деревьям (вдох-выдох, улыбнуться, открыть глаза)
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти на свои места. А я хочу спросить у вас, вот мы представляли себя ручейком.
— А что такое ручеек?
— Может ли ручеек стать рекой?
— Откуда берутся реки? (ответы детей)
Воспитатель: Послушайте сказку о том, как рождаются родник, ручей, река.
(по мотивам сказок М. Пластова)
— А сейчас я предлагаю вам посмотреть, как рождаются реки? (Видеосюжет)
Воспитатель: Реки делятся на горные и равнинные. Чем они отличаются? Почему горные реки быстрые, а равнинные медленные и спокойные?
Опыт с водой: пустить воду по двум желобам, один поднять почти вертикально, а другой горизонтально)
Физминутка «Мы капельки»
Капля первая упала,
И вторая прибежала.
Капельки кап-кап — запели.
Намочились лица – мы их вытираем.
Посмотрите, ноги – мокрыми стали.
Мы плечами поведем
И все капельки встряхнем.
От дождя мы убежим,
Под кусточком посидим.
Воспитатель (показывает карту Алтайского края): что это за карта? Где мы живем? А знаете ли вы, какие реки протекают в нашем крае? ( ответы детей )
Воспитатель: Про реку Обь и Бию нам расскажут Матвей и Егор.
Воспитатель: Матвей нам сказал, что Обь образуется от слияния двух рек Бия и Катунь. Я предлагаю вашему вниманию легенду о Бии и Катуни.
Воспитатель: А теперь представьте ситуацию, что вдруг исчезли все реки… Что тогда будет? ( ответы детей).
Воспитатель: Правильно ли утверждение, что река может быть другом и может быть врагом? В каких случаях река – друг? А в каких враг? (ответы детей.)
Воспитатель: Чтобы река для вас всегда была только другом, нужно соблюдать правила поведения на реке. Какие? ( ответы детей. Показ слайда )
Воспитатель: У вас на столах есть листочки и карандаши. Я предлагаю вам изобразить реку, когда она является другом или, когда она является врагом.
(Дети рисуют ситуации по желанию)
Сказка о том, как рождаются родник, ручей и река
(по мотивам сказок М. Пластова)
Как известно, вода начинается с капельки, такой маленькой, кругленькой, прозрачной. Жили-были на свете капельки в туче. С дождём попали они на дерево. Вот сидят капельки, смотрят на окружающий мир да радуются. Зелень после дождя яркая, воздух чистый, а в небе радуга красивая. Посидели-посидели капельки и решили спрыгнуть на землю в лужу, а затем просочились под землю и пошли гулять там. Сходили в гости к Медному королю, затем к Железному и Серебряному. Наградили их короли частичками меди, железа и серебра. Спели они песни подземных вод, взялись за руки и стали выбираться на поверхность Земли. В том месте, где выбрались, забил родник с чистой водой. Вода была целебная, приходили звери, прилетали птицы попить водички. Люди хвалили эту воду, называли её минеральной. Содержала она и железо, и медь, и серебро.
Стало скучно капелькам в роднике, и задумали они погулять по свету, мир посмотреть, себя показать. Превратился родник в ручеёк. Побежал ручеёк по камешкам, пригорочкам, а к нему сбегали другие ручьи. Соединялся наш ручей с остальными, становился шире, глубже и превратился в реку. Ветер гонит воду на реке ласковой волной, и бежит она к морю. . .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядная информация для родителей «Откуда берутся болезни»
В материале представлены причины некоторых заболеваний (ОРЗ, плоскостопие и т.д.) и их профилактика.
эксперементальная лаборатория ОТ КУДА БЕРУТСЯ ОБЛАКА
Дать детям доступное представление щб образовании облаков Занятие «От куда берутся облака? \’эксперементальная лаборатория Воспитатель Пименова Л.А.Цель: Дать детям представление о.
Что такое дислексия, или откуда берутся гении?
В презентации рассмотрены формы дислексии, речевая и неречевая симптоматика дислексии, психологические аспекты дислексии, а также мифы о дислексии.
Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?»
Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них.
Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?»
Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них. Задачи: познакоми.
«Откуда берутся агрессивные дети?»
Буклет «Откуда берутся агрессивные дети?» создан для родителей и любых других взрослых. раскрываются причины возникновения детской агрессии, формы агрессии. Даны рекомендации, как наиболее эффективно .
Откуда берутся звуки?
Конспект мастер-класса по теме «Откуда берутся звуки?».
Источник
«Реки и озера нашего края». (Конспект НОД по познавательно-речевому развитию и экспериментированию)
Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 000 комбинированного вида»
«Реки и озера нашего края».
(Конспект НОД по познавательно-речевому развитию и экспериментированию).
Подготовила: воспитатель
высшей квал. категории
Саранск,2017г.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Расширять знания детей о разнообразии водных ресурсов : родниках, реках, озерах, морях, океанах.
Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Расширять и углублять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
Развивать речь детей, мышление, любознательность, умение любоваться красотой родной природы.
Расширять словарный запас.
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, экологическую культуру.
Словарная работа: карта, глобус, родник, очистные сооружения, фильтр.
Словесные (беседа, рассказ, загадки, указания).
Наглядные (рассматривание, показ, сюрпризный момент).
Практические (опытно-экспериментальная деятельность).
Игровые (физкультминутка, динамическая пауза).
Материалы к занятию: глобус, карта Мордовии, картинки с изображением родника, реки, пустыни; оборудование для проведения опытов; сюрпризный момент – «Капитошка».
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов о водных ресурсах родного края; рассматривание иллюстраций из книги А. Ручина «Природа мордовского края»; разучивание физминуток; игры «Ручеек», «Мы – капельки», рассматривание энциклопедий, занятия по социальному и природному миру.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмите за ручки и подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей и подарите улыбку им.
(звучит журчание воды)
— Ребята, что слышите?
— Приятно журчит вода? (Когда мы слышим журчание воды, нам становится спокойно, мы успокаиваемся.)
II. Сообщение темы занятия.
— Ребята, сегодня наше занятие будет очень содержательным, интересным, много узнаем нового. И для этого вы должны внимательно слушать, принимать участие в беседах.
1. Беседа о воде. Сюрпризный момент.
— Ребята, сейчас мы с вами слушали журчание воды. И к нам на занятие из этого громкого ручейка попала одна капелька. Вот она. Ее зовут – Капитошка. (показ сказочного персонажа). Капитошка пришла к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду.
— Ребята, а где живут ее сестрички-капельки у нас в группе? (на листочках цветов, которые мы опрыскиваем, в кране.)
— Нашу гостью, Капитошку, приглашаем к нам на занятие. Она вместе с нами будет путешествовать и узнает много интересного.
2. Д/игра «Что сначала, что потом?»
— Ребята, когда капельки воды собираются вместе, то получается много воды.
— Скажите, где живет вода в природе? (в реках, озерах, в морях, океанах)
— Посмотрите, ребята, у нас здесь стоит глобус – модель нашей планеты Земля.
— Каким цветом обозначается вода на глобусе? (синим)
Ребята, а как вы думаете, откуда берется река? (из родника)
— А вы знаете, что такое родник? (высказывания детей)
— Ребята, родник – это вода, которая выходит из-под земли. Вода в роднике чистая, холодная, вкусная, полезная. Родник течет ручейком, много ручейков сливаются и образуется река. Вот так из родника зарождается река.
III. Физкультминутка. («Ручейки – река»)
(Дети — «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку».)
IV. Знакомство с реками Мордовии.
1. Д/игра «Подбери слова».
— Ребята, наша гостья Капитошка живет и в речке и в роднике и спрашивает нас, сможем ли мы подобрать к слову «родник» родственные слова? (родничок, родинка, родной, родимый, родина).
— Как вы понимаете слово Родина? (высказывания детей). Родина – это место где родился человек. А родник – это место где рождается река.
2. Д/игра «Я начну, а ты продолжи» (игра с мячом).
Наша Родина – ( Россия). Мы с вами – (Россияне). Столица нашей Родины – (город Москва). Наша республика – (Мордовия). Столица нашей республики – (город Саранск).
3. Беседа о реках Мордовии.
— У человека есть имя и у каждой реки есть имя. В нашей республике тоже есть много рек. Давайте вспомним, какие реки протекают по нашему мордовскому краю? (ответы детей). (Мокша, Сура, Алатырь, Сивинь, Инсар, Саранка, и т. д)
4. Работа с картой Мордовии. (Показ по карте рек.)
— Какие реки протекают в нашем городе? (Инерка, Саранка)
5. Рассказы о реках.
Реки нашего края впадают в великую реку России – в Волгу. Главными реками являются Мокша и Сура. Обе реки несут свои воды с юга на север. Весной реки широко разливаются, затопляя поймы рек. Летом воды в реках становится меньше, и они текут более спокойно.
6. Д/игра «Какие бывают реки». (Игра «Наоборот»)
— Ребята, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково? (речка, реченька, речушка)
— Речки и реки бывают разные. Есть равнинные, а противоположное – горные.
— Ребята, какое течение у реки Мокши? (у Мокши течение плавное, спокойное, тихое, медленное, ровное),
-Какое течение у реки Суры? (у реки Суры течение уже не такое спокойное. Сура течет более быстро, течение у нее быстрое, беспокойное, бурлящее).
Лебеди летят, крыльями машут,
Летают над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бессшумно на воду садяться.
Сели, посидели, снова улетели.
V. «Где вода – там жизнь» — значение воды.
1. Беседа о значении воды.
-Ребята а какие поговорки вы знаете о воде? (ответы детей)
— Ребята, говорят «Где вода – там жизнь». Как вы понимаете эту поговорку? (высказывания детей)
Всему живому, в том числе, и растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет.
2. Рассматривание картинок «Пустыня», «Берег реки».
— Взгляните на эти картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так – берег реки. (показ картинок)
— Отличаются эти картинки?
— Чем отличаются (высказывания детей)
— Какой из этого можно сделать вывод? (там где вода, растут травы, деревья, цветут сады, живут разные животные, насекомые, птицы).
И люди селились около рек, т. к. вода в реках – это источник жизни.
-А почему наш город стал называться Саранском? (наш город — Саранск тоже возник на берегу реки Саранка, поэтому город стал называться Саранск).
— Ребята, хорошо, когда в реке вода чистая, прозрачная. Как вы думаете, что было бы, если бы наши реки, речки, реченьки стали грязными?
— Что тогда произойдет? (Погибли бы рыбы, все животные и растения, мы не могли бы купаться в такой воде, животные не подходили бы к реке и не пили бы воду.)
— А можно ли пить воду из реки, как вы думаете? (ответы детей)
— Чтобы из крана всегда лилась чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки попадают грязные стоки, поэтому вода перестает быть чистой. И прежде чем она поступит в водопровод, ее очищают. Для этого строят специальные очистительные сооружения, которые фильтруют воду.
VI. Экспериментальная деятельность.
Давайте проведем опыт.
Опыт 1. Давайте представим, что эта чашка — озеро. Когда — то оно было чистым (наливает чистую воду). А теперь бросим туда, банки, кусочки газеты, льем несколько капель растительного масла ( который заменяет бензин и мазут) и другой мусор. Что вы видите?
Дети: В начале, когда мусора было немного, вода оставалось чистой. Когда мусора стало больше, вода стала грязной. А в конце воды совсем не осталось.
-Что же произошло с озером, почему оно обмелело?
Вывод: Озеро обмелело из-за накопившегося там мусора. Люди стали очень часто бросать в воду мусор, сливать остатки бензина, оставлять бревна, которые потом гниют в воде. От этого гибнет рыба, начнут болеть водоросли, камыши, кустарники. Негде будет жить стрекозам, мошкам, бабочкам, нечем питаться лягушкам. Озеро опустеет.
-Что же надо сделать, чтобы помочь оживить озеро? ( Надо очистить его от мусора (чистят воду маленькими грабельками)
-От мусора мы озеро очистили. Но вода в нем все равно осталась грязной. Давайте проведем еще один опыт и попробуем очистить воду в этом озере.
Опыт 2. Для опыта нам понадобятся чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры ( вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан. Что происходит? ( вода очищается). Очистилась вода от растительного масла (да).
— Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.
Вывод: Все нечистоты, которые находяться в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой. Наше озеро снова стало чистым. И впредь не оставлять мусор на берегу и не бросать его в воду и экономить воду.
3. Д/игра «Если бы ты был рекой».
— Ребята, если бы вы были речками, о чем бы попросили человека? (ответы детей)
• Не бросать в реки разный мусор.
• Не загрязнять сточными водами фабрик и заводов.
• Не мыть свои автомобили на берегу рек и озер.
• Не бросать в воду стекло, пластиковые бутылки, бумагу.
• Не рвать водные растения.
— Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу и у речки. Для чего нужны такие знаки? ( Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе)
Рисование экологических знаков.
— Расскажите мне о знаках, которые вы нарисовали, что они обозначают? (Ответы детей)
VII. Итог занятия.
— Ребята, понравилось вам наше занятие?
— Что интересное вы узнали?
Что полезного сделали?
— Нашей гостье, Капитошке, тоже понравилось у нас на занятии. Она рада, что мы такмного знаем о реках, и как беречь воду в реках и в других разных водоемах.
1. Родиноведение. Саранск, 1991.
2. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая группа). М. ,2004.
3. Познавательное развитие детей 5-7 лет М. ,2010.
4. Экологические занятия с детьми 5-7 лет. В. ,2002.
Источник