Заповедник определение 3 класс окружающий мир плешаков что такое

Содержание
  1. Заповедники — это охраняемые государством участки первозданной природы
  2. Что такое заповедник: определение
  3. Научные организации
  4. Немного истории
  5. На Руси и в России
  6. Окружающий мир. «О заповедниках» план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
  7. Скачать:
  8. Предварительный просмотр:
  9. Окружающий мир 3 класс 1 часть. Природа в опасности! стр. 29 – 34
  10. 1. Сравните фотографии на с. 33. Что изображено на каждой из них? Почему они расположены парами?
  11. 2. Найдите фотографии, которые можно было бы подписать так: «Загрязнение воздуха», «Загрязнение воды», «После вырубки леса», «Проверка чистоты воздуха на дороге», «Очистные сооружения», «Посадка леса». На каких из этих фотографий показано то, что вредит природе, а на каких — работа по охране природы?
  12. 3. Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины — одним словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
  13. 4. Какое отношение к природе можно назвать ответственным? Как оно проявляется? Приведите примеры из современной жизни.
  14. Примеры ответственного отношения к природе для 3 класса:
  15. Проверь себя
  16. 1. Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов? К чему это приводит?
  17. 2. Как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем оно опасно?
  18. 3. Почему многие растения и животные стали редкими?
  19. 4. Как люди охраняют природу?
  20. Задания для домашней работы
  21. 1. Запиши в словарик: заповедник, нацио­нальный парк.
  22. 2. Узнай у взрослых, какие заповедники, национальные парки есть в вашем крае.
  23. Заповедники Московской области:

Заповедники — это охраняемые государством участки первозданной природы

Заповедные места: леса, реки и горы – эти слова, наверное, слышал каждый из нас. Заповедники – это такие участки суши или водной акватории, на которых природа (растения, животные, окружающая среда) сохраняются в первозданном, не тронутом человеком виде. О том, чем они отличаются от национальных парков, и какими бывают, читайте в данной статье.

Что такое заповедник: определение

В толковых словарях термин «заповедник» определяется как часть земли или воды, на которой оберегаются и сохраняются в нетронутом виде редкие животные, растения, элементы неживой природы, памятники культуры и архитектуры. Природный комплекс этого участка навечно изымается из какого-либо пользования, связанного с хозяйственной деятельностью, и находится полностью под охраной государства. В нем запрещается нарушать целостность и микроклимат природных ресурсов, зафиксированных на момент создания территории. Разрешена только лишь исследовательская деятельность, которая не вредит угодьям.

Научные организации

Заповедники – это еще и учреждения научно-исследовательского характера, за которыми закреплены вышеуказанные территории. В них проводят анализ состояния природных ресурсов, следят за миграцией и образом жизни животных, всячески способствуют расширению их популяций. Здесь запрещена любая коммерческая деятельность, и для содержания подобных учреждений используются бюджетные деньги, а также всевозможные гранты.

Немного истории

Интересно, что первый «задокументированный» заповедник появился еще до нашей эры, в Шри-Ланке. А пророк Мухаммед, защищая любую форму жизни, объявлял заповедниками зеленые участки (например, в Медине – площадью до 20 квадратных километров). В период Средневековья в Европейских странах короли и знатные господа заботились о своих охотничьих угодьях. В этих целях специально выделялись участки, где охотиться было запрещено. Нарушения запрета сурово карались. Все эти меры были направлены на воспроизводство дичи (с наметкой на дальнейшую успешную охоту), так что эти участки земель заповедниками назвать можно лишь условно.

На Руси и в России

Одно из первых свидетельств относит нас к эпохе правления Владимира Мономаха. В Древней Руси заповедники – это «зверинцы», где князья «делали ловы» на всевозможных животных, обитающих в чащах и оврагах (например, урочище Соколий Рог). Угодья охранялись и всячески оберегались от посягательств простолюдинов. Нарушения режима карались со всей строгостью! Тогда же, в одиннадцатом веке, возникает и само понятие «заповедник», задокументированное в «Русской Правде».

На всей территории Сибири у каждой проживающей там народности испокон веков существовали территории, где запрещалась всякая охота на зверя и птицу. Святые места, священные рощи возникали как практическое проявление культа Природы-Матери, довольно распространенного у жителей Севера. Неприкосновенность соблюдалась строго, тот кто посягал на целостность среды, подвергался ритуальным наказаниям и даже изгнанию из племени! Фактически, это были первые заказники.

В 19 веке (1888 год) был обнародован «Лесной Устав», определяющий правила защиты лесов и угодий. Тогда же стали появляться и государственные заповедники.

Читайте также:  Краткое содержание заповедник сказок для читательского дневника 5 6 предложений

После революции охране заповедников также уделялось пристальное внимание. Был подписан специальный декрет (1921 год), регламентирующий эти вопросы.

Сейчас, по состоянию на 2014 год в России существует более ста охраняемых государством территорий, среди которых знаменитые заповедники и заказники: Байкальский, Сахалинский, Алтайский, Брянский Лес и многие другие.

Источник

Окружающий мир. «О заповедниках»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

конспект урока по окружающему миру по теме «О заповедниках»

Скачать:

Вложение Размер
okr._mir.docx 17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «О заповедниках».

Цель: формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека.

  • сформировать у детей представление о заповедниках.
  • учить добывать информацию из иллюстраций, текста;
  • использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группах, вести учебный диалог);
  • Формы работы: фронтальная, групповая.
  • Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
  • Средства обучения: компьютер, презентация.
  • Оборудование: учебник по окружающему миру с. 7- 9, карточки с информацией о заповедниках.
  • Организация начала урока (2 минуты).
  • Проверка домашнего задания (8 минуты).
  • Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).
  • Первичное закрепление знаний (6 минут).
  • Подведение итогов урока (3 минуты).
  • Рефлексия (3 минуты).

Содержание урока. Деятельность учителя.

— Здравствуйте, ребята, садитесь! Мы начинаем урок окружающего мира, который сегодня буду вести у вас я. Напоминаю, что зовут меня Анастасия Андреевна.

Улыбнитесь друг другу и глазками пожелайте друг другу удачи.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.

-Собираясь к вам на урок, я поставила перед собой задачу провести урок так, чтобы он был полезен для вас и помог вам приподняться ещё на одну ступеньку по лестнице знаний.

— А, что вы ждёте от урока?

— Я очень рада, что наши желания совпадают. И вместе мы сможем многого добиться.

Л.: Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

-Наш урок я хочу начать словами стихотворения Валентины Берестовой.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

— О чем говорится в этом стихотворении?

-А почему нельзя уничтожать животных и растения?

— А есть ли животные, которые были раньше и исчезли сейчас?

-правильно, есть это — странствующий голубь, морская корова, индийский гепард, и другие, которые были уничтожены человеком.

— И сегодня существует угроза уничтожения таких животных и птиц как тур, лошадь Приживальского, тарпан, дрофа.

— А кто виноват в том, что животные и птицы исчезают?

— А что он делает не так? (ответы детей)

-Посмотрите на слайд, какие причины гибели животных ещё существуют?

Что нужно охранять природу.

Не будет жизни на земле.

Л.: осваивают роли ученика; формируется интерес

(мотивация) к учению.

сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Изучение нового материала.

Причины уничтожения животных.

1. Человек стал использовать огонь. Это привело к уменьшению лесов – места обитания животных.

2. Возникло земледелие, которое требовало площади под посевы и посадки, что приводило к уничтожению привычных мест обитания животных, а значит исчезновения ряда млекопитающих и птиц.

3. Строительство новых городов тоже приводит к исчезновению животных, которые сторонятся человеческого жилья и городского шума.

4. Неразумная охота, рыбалка, истребление тех животных, которых человек считает «вредными».

— А, мы с вами можем сделать так чтобы животный и растительный мир сохранился? Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?

— А сейчас посмотрите на экран и, отгадав ребус, вы узнаете, что еще создают люди сейчас.

— Так о чем мы будем с вами говорить на уроке?

Назовите тему урока: «Заповедники»

-Да это тема нашего урока

Что мы должны узнать сегодня на уроке?

1. Что такое заповедник?

2. Какие бывают заповедники

3. Для чего они создаются?

— Скажите, а может кто- то может сказать, что такое заповедник?

— Да это все правильно, но давайте с вами обратимся к точному определению слова «Заповедник».

— Где мы можем найти значения слова?

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются

участки природы, культурные ценности.( С.И.Ожегова)

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются

участки природы, культурные ценности.( С.И.Ожегова)

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности. ( С.И.Ожегова)

— Ребята, повторим еще раз что такое заповедник

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.

Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.

В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников.

«Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это — высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно — раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие на машине времени и попадем в начало XX века. Мы участники экспедиции. Цель нашей экспедиции – обследовать местность, изучить растительный и животный мир этих мест, узнать, каким животным и растениям требуется помощь. Работать будем по группам. У каждой группы на столах лежат два листа. На одном из них сведения о заповеднике, а на втором задания, которые вы будете выполнять опираясь на данный текст. Ваша задача внимательно прочитать задания и ответить на следующие вопросы.

1. Название заповедника

1.Где расположен заповедник?

3. Какие животные обитают в данном заповеднике?

Какие птицы обитают в заповедниках?

4. Какие растения произрастают здесь?

— Но давайте не будем забывать соблюдать правила работы в группе.

I группа – Алтайский заповедник

II группа – Муромский заказник

III группа – Хвалынский природный парк

IV группа — Памятник природы «Кривой осинник»

— Вы правильно нашли ответы на все вопросы, а теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос нашего урока. Какие бывают заповедники?

— Да существуют разные виды заповедников.

  • Заповедники
  • Заказники
  • Национальные парки
  • Памятники природы.

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.

Заказник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

Национальный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

Памятники природы — одиночные природные объекты: деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утёсы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и др.

Источник

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Природа в опасности! стр. 29 – 34

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что природа в опасности из-за деятельности человека.

1. Сравните фотографии на с. 33. Что изображено на каждой из них? Почему они расположены парами?

На этих фотографиях мы видим, как люди могут уничтожать, вредить природе. Но также мы видим и то, как люди могут защищать природу, заботиться о её чистоте.

Эти фотографии расположены парами неслучайно. В левом столбике мы видим примеры негативного воздействия человека на природу, а в правом — благотворного.

2. Найдите фотографии, которые можно было бы подписать так: «Загрязнение воздуха», «Загрязнение воды», «После вырубки леса», «Проверка чистоты воздуха на дороге», «Очистные сооружения», «Посадка леса». На каких из этих фотографий показано то, что вредит природе, а на каких — работа по охране природы?

Две верхних фотографии относятся к воздуху. На правой мы видим, как люди следят за чистотой воздуха с помощью специального прибора. Её озаглавим «Проверка чистоты воздуха на дороге».

На левой верхней фотографии мы замечаем дым, который идёт из заводских труб и загрязняет воздух. Её озаглавим «Загрязнение воздуха».

Ниже находятся две фотографии, которые относятся к воде. На правой мы наблюдаем ряды очистных сооружений, где воде возвращается её природная чистота. Дадим ей название «Очистные сооружения».

На левой фотографии показаны промышленные стоки, водопад грязной воды. Назовём её «Загрязнение воды».

В нижнем ряду слева мы видим вырубку леса, поваленные стволы деревьев. Её следует назвать «После вырубки леса».

А вот на правой фотографии показано, как люди выращивают молодые саженцы, чтобы восстановить лесное хозяйство. Её озаглавим «Посадка леса».

3. Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины — одним словом, превратить Землю в один огромный заповедник?

В настоящее время природа планеты находится в огромной опасности, но человек продолжает её использовать в своих целях, просто потому что иначе остановится жизнь, умрёт цивилизация. Ведь все те блага, которые она получаем, мы берём от природы. Если остановить заводы, человек перестанет получать товары, необходимые для его жизни.

Именно поэтому пока невозможно превратить всю планету в огромный заповедник. Но это дело будущего, когда станет возможным вынести все заводы и производства за пределы атмосферы нашей планеты.

4. Какое отношение к природе можно назвать ответственным? Как оно проявляется? Приведите примеры из современной жизни.

Ответственное отношение — это когда человек заботится о природе, старается её беречь и охранять.

Примеры ответственного отношения к природе для 3 класса:

  1. Создание заповедников и национальных природных парков.
  2. Охрана животных и растений, восстановление численности вымирающих видов.
  3. Строительство очистных инженерно-технических сооружений.
  4. Переход на экологически чистое производство.
  5. Сбор и утилизация мусора.
  6. Высадка деревьев.

Проверь себя

1. Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов? К чему это приводит?

Человеку требуется древесина для строительства, производства бумаги, изготовления мебели и для многих других целей. Ему нужны новые земли под поля, дороги, города. И человек вырубает леса, а потому их с каждым годом становится всё меньше.

2. Как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем оно опасно?

Загрязнение воды и воздуха происходит, когда в эти среды попадают вредные частицы. Они проникают в воду и воздух со стоками промышленных предприятий, с выхлопами автомобилей, с дымом из заводских труб.

Воздух и вода становятся всё более грязными. Воздухом становится вредно дышать, а воду пить. И от этого страдает не только человек, но животные и растения, многие из которых просто погибают.

3. Почему многие растения и животные стали редкими?

Многие растения и животные стали редкими по вине человека. Человек охотиться и уничтожает целые виды ради забавы и из интереса. Он убивает животных и рвёт красивые цветы.

К тому же человек своей деятельностью уничтожает привычные места обитания животных и растений, или загрязняет их.

4. Как люди охраняют природу?

Люди стараются охранять природу и для этой цели устраивают заповедники и национальные территориальные парки. Они строят очистные сооружения, используют экологически чистые виды топлива и производства, восстанавливают леса, охраняют редких животных и растения.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: заповедник, нацио­нальный парк.

  • Заповедник — охраняемая природная территория, закрытая для посещения туристами.
  • Национальный парк — охраняемая территория, музей природы, открытая для туристов.

2. Узнай у взрослых, какие заповедники, национальные парки есть в вашем крае.

Заповедники Московской области:

1. «Лосиный остров». Самый крупный в мире заповедник, находящийся в городской черте. Покрыт смешанными лесами, в которых водятся олени, кабаны, лоси, норки, бобры, ондатры и другие животные.

2. Приокско-террасный биосферный заповедник расположен возле города Серпухов на берегу Оки. Покрыт сосновыми лесами, в которых водятся кабаны, олени, волки, рыси, лоси, выдры.

3. Национальный парк «Плещеево озеро» расположен возле города Переславль-Залесский. В парке обитает более 200 видов птиц и 60 видов животных.

4. Заказник «Журавлиная родина» расположен возле города Талдом. Здесь обитает огромное количество журавлей, которые собираются в многотысячные стаи.

Источник

Читайте также:  Магаданский заповедник год создания
Поделиться с друзьями
Байкал24