Значение названия реки ангара

Аргунь и Ангара, реки — этимология

Из Едема выходил река (Н.Х.Р., Н.Г.Р.), для орошения рая
Быт.2:10

Во времени и пространстве названия водных объектов (гидронимы) показывают особую консервативность, они сохраняются в письменных источниках и общей памяти человечества (фоновое знание) на тысячелетия и поэтому имеют особую историко-лингвистическую ценность.

При интерпретации гидронимов мы используем методы «прямого» и «обратного» чтения имен; значительное количество терминов и имен приобретают СМЫСЛ (их можно помыслить), когда их читают справа налево, как в иврите. Психология называет это явление «зеркальным чтением и написанием», данный метод истолкования вызывает у некоторых читателей недоумение и сомнения в здравом смысле автора. Сообщаю читателю, что этот метод не является изобретением автора, а заимствован из современной научной литературы.

Психология пришла к пониманию проблемы «зеркального письма» (правши, левши) совсем недавно, по фактам медицинского исследования раненых солдат периода азиатских войн 1950-60 годов. При этом выяснилось, что алфавитные и иероглифические языки «обитают» в разных полушариях человеческого мозга; популярно тему изложил доктор Б.Ф. Сергеев в работе «Ум хорошо…» (М., 1984). В древности способом кодирования тестов с помощью обратного написания и чтения пользовались очень часто, на нём основаны и некоторые профессионально-тайные языки.

1) Река Аргунь, версии истолкования гидронима

Большая река в Сибири, длина 1620 км., сливаясь с Шилкой, образует реку Амур, судоходна (нерегулярно) для небольших лодок и катеров. С XVII века по Аргуни шли торговые пути из Сибири к центрам Восточного Китая.

а) Существующая этимология гидронима

Википедия /Аргунь (монг. Эрг;нэ, бур. ;ргэн, эвенк. Ергэне)

«Современная транскрипция названия реки происходит от эвенк. Ергэне — «извилистая река». В переводе с монг. Эрг;нэ — означает «широкий». На китайском языке она называется Эргун Хэ (река Эргун), в верховьях известна как река Хайлар (Хайлархэ). Существует другое, менее вероятное объяснение происхождения названия реки. Забайкальский краевед и врач Н. Кашин писал в своей статье «Несколько слов об Аргуни», что «монголы зовут ее не Аргунью, а Аргуном, что значит: приторный, жирный».

Существовали и другие транскрипции: Эргунэ (у монголов), Аргуна (у Рашида Эддина (ад Дина)), Ургену (в хронике Т. Тобоева), Эргунь (у краеведа И. Юренского, 1852), Аргонь (у гольдов, по Максимовичу). У русских впервые название этой реки встречается: на «Чертеже Сибири» 1667 года как Аргуня, на «Чертеже» 1698 года как река Аргуна».

б) Восточная литература. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей

Раздел 4. Упоминание о тюркских племенах, прозванием которых в давнее время было монголы, от которых появилось много племен, как то будет подробно изъяснено (ниже)

|S 59| … Глава первая о тех, кого называют монгол-дарлекин. Они являются отраслями и племенами, ведущими свое происхождение от остатков монгольских племен нукуз и кият, некогда ушедших на Эргунэ-кун (река Ангунь), [где] размножились.

* Есть ещё река Аргун (Аргунское ущелье на Кавказе, Чечня), груз. Arghuni, длина 198 км.

2) Река Ангара, версии истолкования

Ангара, бур. Ангар м;рэн — река в Восточной Сибири, самый крупный правый приток Енисея, вытекает из озера Байкал, длина — 1779 .

«Название произошло от бурятского корня анга, означающего «разинутый», «раскрытый», «открытый», а также «промоина», «расселина», «ущелье». В исторических источниках Ангара впервые упоминается в XIII веке под названием Анкара-Мурэн».

* Восточная литература. Рашид-ад-Дин (сборник летописей), 1952, т.1, кн.1: 73; 101-102

«Народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешти Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Анкары, в пределах областей, которые известны [под названиями] Туркестана и Уйгуристана…»…

Раздел 2. Племя татар

«По слиянии этих рек образуется река Анкара-мурэн. Река эта чрезвычайно большая; на ней живет одно монгольское племя, которое называют усуту-мангун».

б) Версии гидронима Ангара, см. http://www.tuva.asia/journal/issue_2-3/3795-burykin.html

Бурыкин Алексей Алексеевич. Енисей и Ангара. К истории и этимологии названий гидронимов и изучению перспектив формирования географических представлений о бассейнах рек Южной Сибири

Выводы по гидрониму Ангара в этой статье: «Материалы статьи позволяют сделать вывод, что название реки Ангара, вопреки распространенному мнению, происходит не из бурятского, а из эвенкийского языка, и связь этого названия с современной рекой Ангарой оказывается относительно поздней, датируемой концом XVII в.».

в) Словари по географии/ Ангара; http://slovariya.ru/geo/tskr/angara

«(Ирк. обл.) р., приток Енисея — на бур. языке от корня анга (см.) слова ангай, ангара, ангагар, ангархай одинаково означают «разинутый», «открытый», «раскрытый», «зияющий», а также «расселина», «ущелье», «промоина». И если иметь в виду, что Ангара в своем истоке, прорезая горы, стремительно течет по расселине, ущелью, то она действительно напоминает «рот», «открытую пасть», жадно и непрерывно поглощающую воды Байкала.

Происхождение названия Ангара связано с характером морфологии долины реки у ее истока, напоминающем расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала. Название Ангара в исторических источниках впервые упоминается в XIII в. в форме Анкара-мурэн».

г) Т.Б. Тагарова Иркутский государственный университет Рецензия на монографию: Гурулев С.А. Реки бассейна Байкала: историко-топонимический анализ.

«Автор признает, что часть названий рек не поддается однозначному этимологическому толкованию. Выявлено незначительное количество топонимов, этимологию которых не представляется возможным истолковать. Например, неоднозначно толкование происхождения гидронима Ангара. Корень названия реки Ангары,…, может быть отнесен к языкам многих народов.

Читайте также:  Павлопосадские платки река любви

По мнению монголоведов Г.Д. Санжеева, Т.А. Бертагаева и др., гидроним произошел от эвенкийской и бурятской корневой основы анга – «пасть животного, рот», в переносном смысле – «ущелье, расселина, промоина» (на ассоциации истока Ангары, напоминающего открытую пасть, поглощающую воды Байкала). Приводятся сведения об упоминании реки Ангары у Рашид-ад-Дина (1310 г.), в китайской летописи «Юань ши» (1368–1369 гг.), а также в документах русских первопоселенцев XVII в.».

3) Обобщение и вывод

а) Все исследователи отмечают, что гидронимы первоначально зафиксированы письменно в труде Рашид ад-Дина «Сборник летописей».

Рашид ад-Дин, Еврейская электронная энциклопедия (кратко)

«РАШИД АД-ДИН Фазлаллах ибн Абу-л-Хайр Хамадани (Рашид ад-Давла; 1247 – казнен 1318, похоронен в Тебризе), врач, историк и политический деятель периода правления в Иране монгольской династии Ильханидов (Хулугуиды). …
Принадлежал к семье хамаданских евреев, служивших в администрации Ильханидов. …
Рашид ад-Дин освоил в молодости искусство врачевания, однако начал свою карьеру не как врач, … в финансовом ведомстве Ильханидской державы в правление Абака-хана (1265–82). В начале правления Газан-хана (1295–1304) Рашид ад-Дин был придворным врачом.

Газан-хан назначил Рашид ад-Дина везиром, ответственным за проведение экономической реформы, направленной на упорядочение налоговой системы и денежного обращения и приведшей к стабилизации экономического положения в стране. Успех реформы привел к тому, что Рашид ад-Дин стал фактически вторым после Газан-хана лицом в стране; его сыновья были наместниками ряда областей империи. Он сделал города Тебриз и Султания центрами учености. Труды Рашид ад-Дина написаны по-персидски. В 1302 г. он по заданию Газан-хана начал свой основной исторический труд — «Джами‘ат-таварих» («Сборник летописей»)». Считают, что ислам принял около 1277 года, т.е. будучи в тридцатилетнем возрасте.

См. также подробно на сайте «Традиция, русская энциклопедия»; https://traditio.wiki/-

б) Ислам // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

«Проникновение ислама в среду татарской и монгольской знати Сибирского улуса традиционно связывается с религиозной реформой Узбек-хана, в 1312 введшего ислам в качестве государственной религии Золотой Орды. Условной датой начала распространения ислама в Сибири считается 1394—95, когда якобы первые мусульманские миссионеры стали распространять среди язычников истинную веру. Дальнейшая исламизация части языческих племен региона произошла в результате политики Муххамада Шейбани-хана (конец XV — начало XVI в.).
Распространение ислама в Сибири также неразрывно связано с контактами с Казанским ханством и Ногайской ордой. После разгрома Казанского ханства (1552) казанские муллы приглашаются ханом Кучумом в Сибирское ханство для распространения ислама среди сибирских татар, до этого мало затронутых мусульманским влиянием. Согласно наиболее распространенной точке зрения, ислам был введен Кучумом как официальная религия Сибирского ханства в 1570-е гг.».

Исходя из приведенных историко-лингвистических фактов ясно, что гидронимы Аргунь и Ангара были известны на рубеже XIII-XIV вв. Очевидно, что их возникновение и распространение (тиражирование) связано с военной, экономической и религиозной деятельностью в период экспансии монголов (XIII в.).
Захватив колоссальную территорию, на большей части которой длительное время господствовали арабы, монголы привлекли арабских деятелей науки, экономики и культуры к работе по организации крупнейшего государства мира. Среди арабской научной и экономической элиты было много евреев, что очевидно прослеживается по биографии Рашида ад-Дина. Монголы также позаимствовали и арабскую религиозную идеологию — ислам, доктрина (догматика) которого формировалась под влиянием иудаизма, а соответственно и религиозную лексику – имена и термины.

* Рашид ад-Дин. Сборник летописей

12. «Как упоминается в истории мусульман и значится в Пятикнижии детей израильских, Ной-пророк разделил землю от юга до севера на три доли: первую дал Хаму из своих детей, бывшему отцом негров; среднюю — Саму, бывшему отцом арабов и персов, и третью Яфету, бывшему отцом тюрок. Его он послал в восточную сторону».

Целесообразно рассмотреть термин в связи с сакральными языками религиозной идеологии, арабским (ислам) и ивритом (иудаизм).

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Логика гидронимов

Этимологи не пришли к разумному осмыслению гидронимов Ангара и Аргунь, обычно представляется одновременно несколько версий из языков разных народов живущих в бассейне этих крупных рек. Проведем простой эксперимент, выделим корень из существующих имен, удалив гласные буквы.

Монгольский язык — Эрг;нэ, корень Р.Г.Н.
Бурятский язык — ;ргэн, корень Р.Г.Н.
Китайский язык — Эргун Хе, корень Р.Г.Н.
Персидский (арабский) – Аргуна, корень Р.Г.Н.
Русский язык — Аргуня, Аргуна, Аргунь, корень Р.Г.Н.
Эвенкский язык — Ергэне, корень Р.Г.Н.

Русский язык – Ангара, корень Н.Г.Р.; бурятский Ангар м;рэн, корень Н.Г.Р.

Итак, очевидно, что корень гидронима АРГУНЬ (Р.Г.Н.) тождественен корню гидронима АНГАРА (Н.Г.Р.), АРГУНЬ =АНГАРА; один набор согласных знаков, надо только прочитать гидроним АНГАРА наоборот = АРАГНА (Р.Г.Н.).

Соответственно, два термина составленные из одинаковых знаков должны иметь одно содержание (значение), их можно мыслить однозначно: «иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно» (Аристотель, Метафизика, Киев, 2002, гл. 4, с. 116).

* Закон тождества — основной закон логики (А=А), в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле.

Мы можем сделать вывод — АРГУНЬ = АНГАРА = корень Р.Г.Н. = корню Н.Г.Р., соответственно и наоборот — Н.Г.Р = Р.Г.Н.

б) Терминология. Язык корня Н.Г.Р.

Читайте также:  Реки московской области вобля

В работе Рашида ад-Дина речь идет о крупных реках (Аргунь, Ангара), выделенный нами корень Н.Г.Р. в основных семитских языках имеет значение – РЕКА (как правило, крупная). Тождественность корня Н.Г.Р. с понятием река очевидна; АРГУНЬ=АНГАРА=Н.Г.Р.= РЕКА.

Термин Н.Г.Р. в семитских языках (перевод Гугл)

Арабский язык (произносят как nagr): аккадского (Нару), угарит. (NHR), арамейский (Nahra), иврит (Нахр). В арабском – nahr, формы — anhar, anhur, nuhur, nuhr. Турецкий язык — Nehir- река. Персидский язык — от арабского nahr, произношение — /n;hr/.

* АРГУНЬ = А+РГУН+Ь = термин прочитан наоборот Ь+НУГР +А = корень Н.Г.Р. река.

* АНГАРА = А+НГАР+А = корень Н.Г.Р. река.

Пояснение. ЕЭБЕ/буква иврита he (Х-Г)

«He, (= лат. h, греч. spiritus asper) по-русски большей частью не произносится: ()Авель, ()Осия, Авра()ам, Син()едрион, или, ассимилируясь с гласным звуком, выражается буквою u (= греч. «эта», происходящим от евр. ;), например: Ииуй, Иису(с). Подобно хет, и he в конце слова выражается через й: Моисей. Впрочем, he иногда выражается через Г (h): Гиллель, Гегай».

Итак, мы можем утверждать, что гидронимы Аргунь и Ангара образованы из общесемитского слова-понятия Н.Х.Р. река, которое было заимствовано местным населением: монголами, бурятами, эвенками и др.

в) Библейский образ

См. стронг;
Наиболее распространенный письменный документ в средневековую эпоху – Библия, на основе религиозно-литературных образов и терминологии Святого Писания формировалась лексика, мышление, общественная организация и государственность многих народов. Основные Законы в Библии даны как своеобразный алгоритм (последовательность действий) жизнедеятельности человека и общества – «делай — не делай». Делай «так» и получишь желаемый результат, будешь делать «не так» — погибнешь. Бог накажет, пошлет наводнение, землетрясение, засуху и т.п.
Постоянное (ежедневное, месячный и годичный циклы изучения) повторение Законов в проповедях и молитвах способствовало массовому обучению населения Слову Бога и распространению библейской терминологии (образов) по всему миру.

* Иов 14:11: «Уходят воды из озера, и река (НАХАР) иссякает и высыхает».

* Бытие 15:18: «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки (НАХАР) Египетской до великой реки (НАХАР), реки (НАХАР) Евфрата».

Таким образом, гидронимы Ангара и Аргунь образованы от общесемитского термина Н.Х.Р., НАХАР река. Очевидно, что тиражирование имен, а в России выделено около 40 гидронимов содержащих корень Н.Г.Р. (есть они и в Европе и в Америке), связано с распространением религиозной терминологии иудеохристианства и ислама.

Источник

Ангара — река с двумя именами

Вы здесь

Оглавление

«Ангара —. » в новостях:

Фотоальбом

Название «Ангара» произошло от монгольского слова «анга» — рот, ущелье. Ангара в истоке напоминает рот, открытую пасть, жадно и непрерывно поглощающую воды Байкала.

Длина Ангары 1853 километра. До строительства каскада гидроэлектростанций максимальная ширина реки составляла около 1 километра, максимальная глубина — 6 метров.

После завершения строительства ГЭС река превратилась практически в цепочку водохранилищ с режимом, более похожим на озерный, чем на речной. Самое большое из них Братское водохранилище, протяженность которого свыше 500 километров, а площадь водного зеркала равна примерно шестой части площади Байкала.

Ниже Братска Ангара несет свои воды над гранитной грядой, и на протяжении 300 километров путь Ангаре раньше преграждали 9 порогов. Они являлись самым опасным препятствием для судоходства на реке. Наиболее трудные из них носили названия Похмельный, Пьяный, Падун, Долгий и Шаманский. С постройкой Братской ГЭС уровень Ангары поднялся и пороги ушли под воду.

При выходе за пределы Иркутской области река изменяет свое имя и впадает в Енисей уже как Верхняя Тунгуска.О былой красоте Ангары теперь можно говорить только в прошедшем времени. Она не походила на другие реки России. Многое в ней было особенное, исключительное. Вода, как в Байкале, отличалась прозрачным, бирюзовым цветом. Пробегая около двух тысяч километров в каменистом ложе, Ангара не загрязнялась, сохраняя свою кристальную чистоту. Иркутяне говорили, что вкуснее и приятнее ее воды трудно было где-либо встретить. Ангара отличалась стремительной скоростью движения воды до 8 км/час по фарватеру.

Бурятское пророчество

Предки современных бурят несколько веков назад придумали очень красивую легенду о Байкале и Ангаре. Вкратце она звучит так: когда единственная дочь грозного Байкала — красавица Ангара — сбежала из—под родительской опеки, то старец в страшном гневе бросил вдогонку беглянки огромную глыбу — знаменитый Шаманский камень. Несомненно, это древнее сказание слышали практически все. А вот другую бурятскую легенду о том, что пройдут века, смоет Ангара Шаманскую скалу и тогда Байкал выльется из своей каменной чаши и затопит Иркутск и все земли вокруг него, наверное, знают немногие.

До строительства Иркутской ГЭС паводки были довольно частыми явлениями. Причем самые грозные и тяжелые по последствиям приходились на зиму, при ледоставе на реке. До строительства плотины самым крупный паводок случился в январе 1952 года, когда прибрежная часть города и его центр при морозе около -40 градусов были затоплены водой.Но настоящий потоп в Иркутске произошел в начале января 1870 года. В ночь на 5 января в течении трех часов, как передает летописец Нит Романов, диск луны был покрыт густой оболочкой кровавого цвета. За неделю до этого ударил крепкий мороз и Ангара неожиданно поднялась у иркутских берегов. Ближе к рассвету наступила оттепель, и Ангара начала разливаться по прибрежным улицам. Район затопления охватил огромную городскую территорию, вглубь Иркутска вода и огромные льдины проникли больше чем на полкилометра.

Вода в быстром своем течении затопляла все: заливала водой улицы, подвальные этажи, дворы, службы, даже некоторые одноэтажные дома. В считанные часы вся набережная покрылась гололедицей, а громадные льдины громоздились и стояли стеной, переломав береговые тумбы с перекладинами. Преодолев довольно высокий береговой подъем, ледяные пирамиды и колокольни двинулись дальше.

Читайте также:  Канатная дорога над москвой рекой на воробьевых горах

Возникла всеобщая паника. В то время пока люди спасались бегством, во льду замерзали коровы, куры, собаки и другие животные. До них никому не было дела, каждый думал лишь о собственной судьбе. Еще через тридцать лет угроза затопления Иркутска повторилась снова. Тогда от резиденции генералгубернатора (Белый дом) до понтонного моста (Ангарский мост) решили соорудить вал. По словам очевидцев, это укрепление сделали из снега и весьма основательно, местами оно напоминало железнодорожную насыпь.С тех пор снежный вал на набережной Иркутска возводили каждый год. Со всего города для него свозили тонны снега, из которого лепили неприступные ледяные бастионы. При Советской власти эту затею поначалу посчитали бесполезной, но когда Ангара опять стала напоминать о своей мощи и непредсказуемости, то пришлось возвращаться к старому и испытанному способу. В 1939 году уровень реки поднялся на шесть метров выше ординара. И тогда на городской набережной выстроили гигантских размеров ледяную дамбу. Впечатляли ее размеры: 5 метров высоты и 16 километров длины.

После строительства Иркутской ГЭС Ангара все же иногда вспоминает о своем буйном нраве. Летом 1971 года в результате проливных дождей под воду чуть не ушел остров Юность, был подтоплен Ленинский район. Последний раз большая вода наделала бед в 2001 году, когда летом от наводнения пострадали жители прибрежного района Усолья-Сибирского.

Катастрофа в Усолье-Сибирском

С этим городом связана самая крупная катастрофа, происшедшая когда-либо на реке Ангаре. В дореволюционном Усолье действовал паром с использованием быстрого течения.Трагедия разыгралась 29 июня 1916 года. В этот знойный день на курорте Усолье царило необычайное оживление по случаю престольного праздника Петра и Павла. К 6 часам вечера началась буря, переросшая в ураган. Дачники и гости городка, большинство из которых женщины и дети, направились к переправе. Они спешили занять места на мостках пристани, к которой причаливал паром. Неожиданно возникла давка. Мостки, не выдержав тяжести скопившейся толпы, со страшным треском обрушились в реку.

По словам очевидцев, на обрушившихся мостках находилось свыше 200 человек. В том месте река была очень глубокой. Быстрое течение относило упавших в сторону от пристани, а многие из детей оказались укутанными родителями в шали и платки.

Спасение погибающих осложнилось отсутствием спасательных средств. Нашлись смельчаки, которые ринулись в воду и стали вылавливать утопавших. Некоторым самим удалось добраться до берега, но таких оказалось немного. В полном списке жертв катастрофы значилось 43 человека, в подавляющем числе — женщины и дети.

Ловцы жемчуга

Оказывается, на Ангаре когда-то добывали жемчуг. Одно из первых упоминаний о зарождении такого необычного промысла относится к концу XVII века. В это время в Братском остроге появились охочие жемчужники. Первым из них был каргополец Семейка Васильев. Добыв на Ангаре однажды крупное жемчужное зерно и с дюжину малых жемчужин, Семен написал донесение о своих поисках.

«В Брацком де уезде на Ангаре реке жемчужная раковина есть, — писал он и добавлял: — А то де место, где ныне жемчуг сыскали, будет промыслу жемчугу прочно. «

Ввиду важности открытия Семейка ездил с докладом к иркутскому воеводе. Жемчужника вновь послали на Ангару, положив ему денежное, хлебное и соляное жалование. Когда Васильев умер, на его место заступили бывшие его помощники — Иван Федотов и Гаврила Тарасов из Соли Вычегодской. Ловцы жемчуга ездили из Братского острога на Ангару, Белую и Китой.Наверное, и сейчас на дне Ангары и ее притоках где-нибудь обитает моллюск с перламутровой жемчужиной внутри, но если это и так, то ни о какой промышленной добычи жемчуга в наше время не может быть и речи.

Рисунки на Каменных островах

Наверное, только в памяти старожилов остались Каменные острова на Ангаре. Стояли они выше Усть-Уды вблизи маленькой деревушки Егоровой. Знамениты прежде всего своими скалами и рисунками фигур животных, выбитых рукой древнего человека. С вводом в строй Братской ГЭС, острова ушли на дно водохранилища, превратившись отныне в объекты разве что подводной археологии.

Рисунки на скалах, по словам академика Алексея Окладникова, посетившего Каменные острова незадолго до их исчезновения, размещались на протяжении десятков метров. Сотни изображений находились на различной высоте и в различной степени сохранности. Чего стоило изображение лося или сохатого, как его зовут сибирские охотники! А в одном месте были выбиты целые клубки змей.

Перед затоплением решено было вырубить из скал лучшие и наиболее доступные рисунки отдельными кусками и даже целыми композициями. Для этих целей из Ленинграда специально пригласили профессиональных мастеров-каменотесов. Они прекрасно справились с поставленной задачей. Меткими и точно рассчитанными ударами вырубили тяжелые блоки песчаника из скал, а затем осторожно опускали их на заранее подготовленную опору. Дальше зубилом с них снимали лишний груз — и камень был готов к отправке в музей.Так впервые в истории нашей археологической науки вырубили и доставили в Иркутский художественный музей несколько десятков древних каменных рисунков. Среди них была и глыба с отчетливым изображением большой фигуры лося, с двумя рыбами и другими сопровождающими их фигурами. Сейчас эти культурные ценности хранятся в Эрмитаже.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24